Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология"



Сторінка1/6
Дата конвертації11.03.2016
Розмір0.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Балтийская международная академия

Высшая школа психологии
Никифоров Олег Владимирович

Курс-конспект лекций и контрольные задания

Рига 2006.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология".

ВВЕДЕНИЕ

Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально - психологических особенностей человека.

Под психодиагностикой понимается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика позволяет определять уровень развития того или иного качества (изучаемых особенностей) в соотношении с критерием, нормативом.

С помощью психодиагностики решаются проблемы профессионального отбора, оказания психологической помощи, оптимизации процессов обучения и воспитания и т.д. Психодиагностика используется в различных сферах деятельности: образовании, воспитании, медицине, судебной практике, политике, искусстве, промышленности, бизнесе и т.д.

Данное методическое пособие предназначено в помощь студентам-психологам заочной и дневной форм обучения для самостоятельного изучения раздела "Методы психодиагностики" курса "Психодиагностика".

Пособие представляет собой теоретический материал для самостоятельного освоения, задания для контроля знаний, образцы протоколов проведения психодиагностических исследований с использованием изучаемых методов.

В пособии имеется также список рекомендуемой дополнительной литературы для изучения того или иного раздела курса, глоссарий основных терминов и Приложение, где представлены рисунки для интерпретации.


Тема 1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И ПРАКТИКА ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Психодиагностика (с греч. dia gnosis /диа - гнозис/ - различительное познание) подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.

Постановка диагноза осуществляется с помощью специальных диагностических процедур - методов.

Как правило, под методом понимается широкий класс методик, объединённых родством технологических приёмов и процедур. Частная методика привязывается к решению узкого класса задач.

Все методы психодиагностики можно условно разделить на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализованные.

К малоформализованным методам относятся: наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос. Они плохо поддаются объективизации, очень трудоёмки и в большей степени опираются на профессиональный опыт, интуицию самого психодиагноста.

К формализованным методам относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Они дают возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Формализованные и малоформализованные диагностические методы не следует противопоставлять друг другу. Они, как правило, взаимодополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Требования к методам психодиагностики

Критерии объективности научных психодиагностических методик заложены в принципах и методах их разработки.

1. Стандартизация.

Она обеспечивает сопоставимость получаемых результатов у разных испытуемых. Стандартизация рассматривается в 2-х планах: как выработка единых требований к процедуре исследования и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении исследования относятся:

1) сообщение инструкции испытуемым одинаковым образом;

2) единые требования к выполнению заданий испытуемыми;

3) исследования с разными группами следует проводить в одинаковых условиях;

4) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Только строгое соблюдение стандартов исследования даёт возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, т.е. нужна точка отсчёта и какие-то дозированные меры для оценки. Такую точку отсчёта назвали статистической нормой, которая определяется на большой репрезентативной выборке. Это позволяет в исследовании определять положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. В результате можно оценить разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностических проб.

Для вынесения статистической нормы используют приёмы математической статистики. Для этого вычисляют среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение малая.

При нормальном распределении все изучаемые величины находятся в пределах +5 . В пределах нормы при нормальном распределении находятся 68% (% правильно выполненных заданий) изучаемых случаев. Остальные 32% (по 16% с каждой стороны) свидетельствуют о показателях выше и ниже нормы.

2. Надёжность.

Относится к числу основных критериев оценки психодиагностических методик.

Проблему надёжности психологических исследований разрабатывали А. Анастази, Дж. Гилфорд, Р. Торндайк, Л. Кронбах и др. Ими же были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат определения надёжности.

Надёжность, как характеристика методики, отражает точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин, в том числе от нестабильности диагностируемого свойства, несовершенства диагностических методик, меняющейся ситуации обследования, различий в манере поведения экспериментатора, колебаний в функциональном состоянии испытуемого, элементов субъективности в способах оценки и интерпретации результатов и т.д.

Обычно надёжность толкуется в 3-х смыслах:

1) надёжность самого измерительного инструмента;

2) стабильность изучаемого признака;

3) константность, т.е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора.

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, называется коэффициентом надёжности. Методика признаётся надёжной, когда полученный коэффициент не ниже +0,75 - +0,85. Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к 1, и наоборот. Лучшие по надёжности тесты дают коэффициенты порядка +0,90 и более.

Надёжность теста определяется несколькими способами:

а) при повторном тестировании в относительно одинаковых условиях (тест - ретест) в среднем, от недели до нескольких месяцев, но не более полугода. Для детских методик срок уменьшается до нескольких недель, что связано с быстрыми изменениями в развитии детей;

б) методом "расщепления", когда отдельно обрабатываются, а потом сравниваются результаты половин теста, чётных и нечётных заданий. Если методика надёжна, эти результаты должны коррелировать.

В настоящее время надёжность всё чаще определяется на наиболее однородных выборках испытуемых, сходных по полу, возрасту, уровню образования и т.д. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надёжности.

Недостаточно просто констатировать, что коэффициент надёжности низок. Нужно понять, от чего это зависит.

3. Валидность.

Другим ключевым критерием оценки качества методики является валидность.

Валидность - это комплексная характеристика, включающая сведения об области наследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры.

Исследование на валидность идёт после установления её надёжности, т.к. ненадёжная методика не может быть валидной. Но самая надёжная методика без знания её валидности является практически бесполезной.

Валидность по своей сути - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность.

Понятие валидности включает в себя разные её виды, имеющие свой собственный смысл: теоретическую и прагматическую.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.

При прагматической валидизации главный акцент делается на то, чтобы доказать, что "нечто", измеряемое методикой, имеет связь с определёнными областями практики.

Провести теоретическую валидизацию методики - это показать, действительно ли методика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу исследователя, должна измерять. Это можно сделать следующими путями:

1) с помощью корреляции с уже известной, выявляющей аналогичные качества, с доказанной валидностью методикой;

2) путём постепенного накопления разнообразной информации об изучаемом свойстве, анализе теоретических предпосылок и экспериментальных данных.

Для проведения прагматической валидности выбирается какой-нибудь независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или иной деятельности (учебной /успеваемость/, профессиональной /количеством и качеством выполненной работы/ и т.д.) и с ним сравниваются результаты исследуемой методики. Если связь между ними признаётся удовлетворительной, то делается вывод о наличии прагматической валидности.

Отсутствие проверки новой методики на валидность ведёт к псевдонаучным выводам и неоправданным практическим рекомендациям.

Оценка валидности может носить количественный и качественный характер. Для этих целей используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, Пирсону и т.д.).

Коэффициент валидности выше 0,60 признаётся высоким, порядка 0,20 - 0,30 - низким.

Выделяют 4 типа внешних критериев валидности:

1) критерии исполнения (количество и качество выполнения работы);

2) субъективные критерии (отношение человека к чему-либо и к кому-либо);

3) физиологические критерии (влияние окружающей среды на организм и психику человека);

4) критерии случайности (подверженность несчастным случаям).

1. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса

1. Дайте определение понятию "психодиагностика";

2. Каковы предмет и задачи психодиагностики?

3. Каковы критерии объективности методов психодиагностики?

4. Дайте определение понятий надёжности, валидности;

5. Как соотносятся между собой надёжность и валидность тестов?

6. Что такое "шкала лжи" и как ею пользоваться?

7. Каковы профессионально-этические принципы в психодиагностике?

8. Каковы требования к пользователям психодиагностических методик?

9. Чем методика отличается от метода?

10. С помощью каких процедур измеряются надёжность и валидность методик?

Рекомендуемая литература:

№ /№: 3; 7; 8; 12; 18; 27; 30.

(Список литературы приводится в конце методического пособия).
Тема 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Это старейший метод психодиагностики, относится к малоформализованным методам.

Под наблюдением понимается научно-целенаправленное, организованное и определённым образом фиксированное восприятие исследуемого объекта.

Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизованные процедуры.

Предметом наблюдения в психологии служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации.

Наблюдают:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частоту, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, т.е. кто, что, кому, о чём и каким образом говорит;

б) выразительные движения, жесты, экспрессию лица, мимику, физическое воздействие (касания, толчки, удары, совместные усилия, передача, отнятие, задержки, дистанция между людьми);

в) обстановку (фон).

В ходе наблюдения фиксируются максимально возможные внешние проявления, непрерывный процесс, а не отдельные моменты.

В нашей стране в 20-е годы М.Я. Басовым была разработана методика психологических наблюдений. Он использовал этот метод при изучении поведения детей. Его методика позволяла фиксировать объективные внешние проявления поведения, существенные для конкретной задачи, включая обстановку (фон), в которой осуществляется поведение.

Основные принципы методики наблюдения М.Я. Басова:

1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений;

2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов;

3) регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

Поскольку в методе наблюдения в качестве "измерительного инструмента" выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объёме.

По степени формализованности наблюдение может быть неконтролируемым (не стандартизованным) и контролируемым (стандартизованным, когда регистрация поведения идёт по детально разработанной процедуре). Например, исследователь изучает социально-психологический климат коллектива, в котором сам работает.

Наблюдение как научный метод характеризуется наличием:

1) цели и предмета наблюдения;

2) процедурной схемы наблюдения (условия, продолжительность и периодичность наблюдения);

3) стандартизованности процедуры наблюдения;

4) способов наблюдения;

5) способов регистрации;

6) обработки и интерпретации.

Поэтому основными требованиями к использованию метода наблюдения являются:

- чёткая формулировка цели;

- разработка соответствующей схемы и способов фиксации;

- способов обработки и интерпретации результатов.

Основными достоинствами метода являются:

- многомерность;

- естественность условий применения.

Недостаток метода наблюдения проявляется:

- в однократности исследуемой ситуации.

Протоколирование наблюдения осуществляется с помощью фиксации наблюдаемых признаков в разных системах знаков, категорий, шкал.

Когда протоколирование ведётся в системе признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для исследуемой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.

В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого.

В соответствии со способом, задачей, особенностями объекта, сложившейся ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым объектом различают:

1) Включённое наблюдение.

Это наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

Ч. Уайльд в 30-е годы проводил исследования в негритянском гетто Нью-Йорка с использованием метода включённого наблюдения.

В нашей стране в 60-е годы психолог Д. Ольшанский проводил исследования на заводе, работая там в качестве рабочего.

Оценки включённого наблюдателя могут быть гораздо более субъективны, чем оценки независимого наблюдателя в силу определённой заинтересованности, его собственных складывающихся отношений.

2) Невключённое наблюдение.

Соответственно, осуществляется исследователем, который не связан с изучаемым объектом никакого рода служебными или иными отношениями. Это наиболее распространённый вид наблюдения.

3) Открытое (простое) наблюдение.

Когда объект может заметить, что за ним наблюдают. Когда событие регистрируется со стороны.

4) Скрытое наблюдение.

Это наблюдение исподтишка или с помощью технических средств (например, видеокамеры).

5) Полевое наблюдение.

Это наблюдение, осуществляемое в естественных условиях (в школе, в детском саду, на предприятии).

Для повышения надёжности метода наблюдения используется метод экспертных оценок, когда наблюдение исследуемого объекта осуществляется несколькими исследователями.

2. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса

Изучить с помощью метода наблюдения:

- тип темперамента своего товарища по студенческой группе или любого другого человека;

- "экзаменационную тревожность" учащегося или студента;

- поведение того или иного ученика на уроке и на перемене;

- особенности общения ребёнка со своими сверстниками и взрослыми;

- социально-психологический климат своей родительской или иной семьи;

- социально-психологический климат своей студенческой группы или любого другого коллектива;

- стиль руководства руководителя коллектива.

Рекомендуемая литература:

№/№: 3; 6; 7; 8; 18; 21; 23; 24; 30.
2. 2. Образцы оформления протоколов психодиагностических исследований.

Образец № 1.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Темперамент.

Цель исследования: Определение типа темперамента.

Метод исследования: Невключённое наблюдение.

Объект исследования: Ученик 3-его класса К.Л.

Ситуация исследования: Урок математики.

Факты поведения Особенности темперамента

Быстро, мгновенно устно считал, первым правильно решал задачи Быстрая реакция, сообразительность, подвижность нервных процессов

Бурно проявлял радость, улыбался, глаза светились при получении отличной отметки Яркое выражение эмоциональных переживаний в мимике, высокая эмоциональная возбудимость

На месте сидел неспокойно, постоянно крутился Неусидчивость, нетерпеливость

На сделанное учителем замечание сразу успокоился и продолжил работу Быстрая, адекватная реакция на замечание, устойчивость, контроль внимания

При объяснении нового материала старательно записывал его Высокая интенсивность внимания и мыслительных процессов

Заключение психолога: Предположительно, для учащегося К.Л. характерен холерический тип темперамента с элементами сангвинического типа.

Образец № 2.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Школьная тревожность.

Цель исследования: Определение уровня школьной тревожности.

Метод исследования: Невключённое стандартизованное наблюдение (по схеме).

Объект исследования: Учащиеся 5-го класса (3 человека).

Ситуация исследования: Ответ у доски.

Условные обозначения: ТРМ - мышечный тремор, дрожь в голосе, в руках (оценивается в 3 балла); ВЗМ - сосудистая вазомоторика, покраснение или побледнение лица (оценивается в 2 балла); ЗПК - речевая запинка, оговорка (оценивается в 1 балл).

Признаки тревожности Испытуемые

1. 2. 3.

ТРМ + + + +

ВЗМ + +

ЗПК + + + + + + + + +

Заключение психолога: Для учащегося 1. характерен высокий уровень школьной тревожности - 15 баллов, проявляющийся в дрожании голоса, рук, покраснении лица в состоянии волнения, речевых запинках.

Учащийся 2. характеризуется средним уровнем тревожности в ситуации ответа у доски - 8 баллов. Наблюдалась однократная дрожь в голосе, побледнение лица в начале ответа, несколько незначительных оговорок.

Учащийся 3. показал практически полное отсутствие тревожности в ситуации ответа у доски - 2 балла. Им были допущены лишь 2 речевые оговорки.

Образец № 3.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Предмет исследования: Социально-психологический климат коллектива.

Цель исследования: Определение степени благоприятности социально-психологического климата коллектива.

Метод исследования: Включённое нестандартизованное наблюдение.

Объект исследования: Педагогический коллектив средней школы №…

Факторы СПК Их проявления в коллективе

1. Настроение В коллективе преобладает пониженный тонус настроения. Люди не улыбаются, не шутят, когда собираются вместе.

2.Отношение к чужим успехам. Наличие взаимоподдержки Успехи коллег вызывают у большинства членов коллектива зависть, неудачи - тихое злорадство. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов.

3. Конфликтность В коллективе имеют место скрытые конфликты между группировками (молодых и старших по возрасту учителей, старших и младших классов и т.д.). На педсоветах педагоги нередко проявляют недоброжелательность, резкие выпады в адрес друг друга.

4. Общение вне стен учреждения Вне стен школы педагоги общаются внутри своих подгрупп.

5. Отмечание праздников В праздниках формально участвуют все.

6.Взаимоотношения в системе "руководитель - коллектив". Директор не стремится к консолидации коллектива. Очевидно, ей выгодно, когда "все против всех" и её промахи в работе в этом случае не так очевидны на фоне постоянных претензий членов коллектива друг другу.

Заключение психолога: Для исследуемого коллектива характерен крайне неблагоприятный психологический климат, во многом определяемый непродуктивной позицией руководителя коллектива, неэффективным руководством.

Тема 3. МЕТОД - АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ (контент - анализ)
Этот метод появился в 20-х годах нашего века в социологии в США. В нашей стране этот метод получает распространение с конца 60-х годов.

Под контент - анализом понимается количественно - качественный анализ документальных источников.

Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, аудио-, видеозаписи, виды искусства, материалы СМИ (газеты, журналы и т.п.).

Суть метода заключается в систематической и надёжной фиксации определённых единиц изучаемого содержания, а также в квантификации полученных данных.

Все документы подразделяются на:

а) статистические;

б) вербальные (аудио-, видео-, печатные материалы);

в) официальные и неофициальные (служебные записки, письма, дневники, художественные произведения;

г) письменные (книги, газеты, журналы, контрольные работы, школьные сочинения);

д) иконографические (картины, кино, рисунки, фотодокументы);

е) фонетические (аудиозаписи, устная речь).

Чаще всего этот метод используют как вспомогательный - либо на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с исследуемым объектом, либо на его заключительном этапе - для полной и объективной интерпретации результатов.

Приступая к работе с документами, необходимо знать о цели документа, контексте (обстановке), в которой он был составлен.

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счёта. С этой целью выделяются 2 типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счёта, или количественные.

Основная трудность при работе с документальными источниками - умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от профессиональной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц, его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. В противном случае, наши выводы будут лишены статистической достоверности. Объекты анализа должны удовлетворять требованиям статистической значимости и формализации.

С помощью контент-анализа изучают речевые сообщения испытуемого (например, в методиках ТАТ, Роршаха и др.), грамматические и стилистические конструкции речи, стиль изложения материала автором при установлении авторства неизвестных текстов, художественных произведений, картин художников.

Новым этапом развития контент-анализа стала его компьютеризация в 60-х годах, когда стали разрабатываться стандартные программы анализа разнообразных документов на ЭВМ. Это даёт повышение надёжности получаемых данных и быстроту анализа по сравнению с ручным.

Основные области применения контент-анализа:

1. определение через содержание сообщений личностных качеств их создателей, установление авторства;

2. изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, сообщений), которые отражены в содержании сообщений;

3. изучение через содержание сообщений социально-психологических специфических различий средств коммуникации, а также особенностей форм и приёмов организации содержания;

4. изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

5. изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов воздействия коммуникации на реципиентов как представителей различных групп, а также успешности общения.

Процесс и техника контентаналитического исследования.

1. Разработка программы (цель, задачи, общая гипотеза) исследования;

2. Определение эмпирических объектов исследования, выборки:

а) выбор коммуникационных объектов;

б) выбор материалов за те или иные периоды времени;

в) определение видов сообщений;

г) тип выборки среди этих сообщений;

3. Разработка методики контент-анализа;

4. Проба (пилотаж) методики, проверка её на надёжность;

5. Сбор первичной эмпирической информации;

6. Количественная обработка полученных данных;

7. Интерпретация полученных результатов, выводы.

К достоинствам контентаналитического метода можно отнести:

1. Избежание влияния исследователя на изучаемый объект;

2. Высокую степень надёжности;

3. Возможность исследовать явления в историческом плане;

4. Возможность использовать в лонгитюдном исследовании.

Недостатками метода являются:

1. Громоздкость процедуры и техники обработки;

2. Необходимость наличия достаточного количества материала.

3. 1. Задания к самостоятельной работе по освоению раздела курса

Изучить с помощью метода контент-анализа:

- Смысложизненные ориентации какой-либо группы, используя в качестве материала для анализа сочинения школьников;

- Образ какого-либо политического лидера или деятеля науки, культуры в средствах массовой информации (на страницах тех или иных газет, на телеканалах);

- Биографии какой-либо группы людей, объединённых одной проблемой (одиноких, безработных, добившихся успеха в важной сфере деятельности и т.д.);

- Позицию автора какой-либо статьи, редактора газеты, руководителя телеканала;

- Содержание песен, стихов, литературных произведений какого-либо автора.

Рекомендуемая литература:

№/№: 3; 18; 26; 30.



  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©refs.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка