Программа для общеобразовательных учебных заведений



Сторінка1/10
Дата конвертації11.03.2016
Розмір1.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебная программа для общеобразовательных учебных заведений

с русским языком обучения

1-4 классы
Русский язык
Пояснительная записка

Начальный курс русского языка представляет собой важнейший компонент школьной программы, поскольку русский язык в школе с русским языком обучения является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам, так как овладевая умением учиться, школьники изучают родной язык – ключ к познанию, образованности, развитию интеллекта.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе определяются отраслью «Языки и литературы» Государственного стандарта начального общего образования (2011г.).

Основная цель курса – заложить основы формирования коммуникативной компетентности учащихся с учетом их интересов и возможностей, что обеспечивается планомерным обучением всем видам речевой деятельности на основе определенного круга знаний по языку и языковых умений. Изучение русского языка также должно содействовать становлению духовно богатой личности, которая умеет самостоятельно учиться и ориентироваться в информационном потоке.

Достижение основной цели обучения русскому языку осуществляется в процессе решения следующих задач:



  • развитие у детей положительной мотивации к изучению языка, коммуникативного мотива; желания знать русский язык, постигая его законы; воспитание бережного отношения к слову и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • обеспечение гармонического развития всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики, лингвистики текста;

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

  • обеспечение осознанного усвоения способов применения теоретических сведений и орфографических правил в речевой деятельности;

  • воспитание языковой личности, которая заботится о качестве своей речи и умело пользуется ею;

  • развитие этнического самосознания тех учащихся, которые являются носителями русского языка. При обучении русскому языку учащихся других национальностей – обеспечение – наряду с украинским – свободного владения одним из распространенных в Украине и в мире языков. Формирование у тех и других учащихся чувства принад-лежности к многонациональному народу Украины; содействие становлению у них гражданских и патриотических чувств;

  • приобщение к культурному наследию русского народа;

  • воспитание у учащихся интереса друг к другу, уважения и внимания к мыслям и чувствам своих одноклассников;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;

  • становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира учащихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям;

  • воспитание положительного и бережного отношения к книге как объекту культуры;

  • формирование умения учиться.

Весь процесс обучения русскому языку подчинен развитию у младших школьников коммуникативной (языковой и речевой), социокультурной и деятельностной компетенции, при ведущей роли речевой содержательной линии обучения. При этом существенными показателями сформированности ключевых компетенций является демонстрация учащимися коммуникативно оправданного, свободного и правильного использования единиц русского языка не только на уроках непосредственной речевой направленности (русский язык, литературное чтение), но и при изучении других учебных предметов, а также в незнакомой ситуации и во внеурочное время.

Важный аспект изучения русского языка – развитие образного и логического мышления, познавательных интересов, морально-этическое и эстетическое воспитание учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие творческого потенциала школьников.



.

В ходе начального обучения русскому языку происходит слияние обучения, развития и воспитания школьников в единый органичный процесс.



Курс русского языка в начальных классах строится в соответствии с такими основными линиями содержания: речевой, языковой, социокультурной и деятельностной.

Речевая линия содержания предполагает формирование и развитие устной и письменной речи учащихся, их умений пользоваться языком как средством общения, познания и самопознания, влияния, саморазвития и самосовершенствования. Это умения воспринимать и понимать речь, самостоятельно создавать устные и письменные диалогические и монологические высказывания различных типов, стилей, жанров речи, в разных сферах жизни, пользоваться разными видами слушания и чтения, вести диалог с соблюдением требований речевого этикета, правильно и коммуникативно целесообразно высказывать свои мысли, анализировать тексты, оценивать и совершенствовать собственную речевую деятельность, овладевать риторическими навыками и т.п. С этой целью совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями в младшем школьном возрасте. Реализацию речевой линии обеспечивает взаимодействие трех остальных линий содержания обучения русскому языку.

Языковая линия содержания направлена на усвоение школьниками знаний о языке, формирование языковых умений и разрабатывается с учетом того, что начальный курс обучения русскому языку и формирования у учащихся умений выполнять определенные виды языкового анализа носит пропедевтичекий характер. Эта работа должна быть подчинена интересам развития у ребенка орфоэпических, лексических, грамматических, правописных умений, т.е. усвоению норм литературного языка и культуры речи. Она осуществляется с учетом особенностей русской речи в Украине, которые определяются близостью и взаимодействием украинского и русского языков.

Социокультурная содержательная линия является обязательной составляющей работы над речевой и языковой линиями и предполагает формирование и расширение представлений учащихся о культуре русского и украинского народов; усвоение формул национального речевого этикета, правил общения и использование их в общении с представителями разных возрастных групп и статусов в различных сферах общения; Важным аспектом социокультурной работы является формирование у учащихся умения соблюдать правила общественного поведения, толерантного отношения к носителям других культур.

Деятельностная линия содержания обучения направлена на формирование у младших школьников ключевой компетентности – умения учиться, включающего в себя учебно-организационные умения и навыки (уметь организовать свое рабочее место; решать учебные задачи во взаимодействии с одноклассниками в паре, в малой группе; ориентироваться во времени, учиться его распределять и беречь; планировать последовательность выполнения задания; прогнозировать результаты деятельности; доводить работу до конца); учебно-информационные (уметь работать с учебником, учебными пособиями, пользоваться дополнительной и справочной литературой, сосредоточенно слушать, формулировать вопросы, доказательно давать ответы); учебно-интеллектуальные (анализировать языковые и речевые объекты, сравнивать их, выделять в них главное, обобщать, делать выводы; устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным; высказывать и доказывать собственное мнение; уметь моделировать, комбинировать, дополнять, продолжать, преобразовывать материал); контрольно-оценочные (знать разные способы проверки и контроля своей деятельности, знать способы исправления ошибок, оценивать свои действия и действия других), что непосредственно связано с развитием у детей мотивации учения.

Названные содержательные линии обучения русскому языку в их совокупности формируют речевую компетентность школьника, способствуют становлению его как языковой личности.

Организация изучения начального курса русского языка должна базироваться на следующих принципах:


  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • преемственность и перспективность дошкольного, начального и основного общего образования;

  • развитие каждого ребенка как субъекта отношений с окружающими людьми – ровесниками и взрослыми;

  • реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его индивидуальных способностей и темпа развития;

  • разнообразие организационных форм обучения, которые обеспечивают мотивацию изучения русского языка, раскрытие творческого потенциала детей, формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных мотивов, обогащение стилей сотрудничества со сверстниками и взрослыми в учебно-познавательной деятельности;

  • активное использование жизненного опыта каждого ученика в процессе развития всех видов речевой деятельности;

  • сохранение и укрепление психофизического и духовного здоровья учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к окружающим, любви к членам семьи, бережного отношения к природе;

  • целесообразность использования форм, методов и приемов обучения.

Достижение образовательной цели обучения русскому языку возможно при оптимальном и комплексном применении методов и приемов классической методики обучения родному языку и инновационных образовательных технологий развивающего обучения.

Планомерное речевое развитие учащихся осуществляется во взаимосвязи с усвоением ими языкового материала и развитием мышления. В каждый урок включаются разнообразные виды речевой деятельности: аудирование и чтение (осмысление услышанного или прочитанного); конструирование монологических высказываний (устные и письменные ответы по теме изучаемого материала, изложения, сочинения); участие в диалоге (анализ, составление, разыгрывание по ролям, оценивание); создаются речевые ситуации, которые естественным образом рождают мысль и побуждают к реализации ее в речи, в творческой деятельности.

Учебное время в программах для 2-4 классов распределяется с учетом необходимости выделения в учебном процессе 10-12 специальных часов для формирования и развития устных и письменных видов речевой деятельности.

В целом распределение часов в программе осуществляется так: из общего количества часов, отведенных на русский язык в каждом классе (105 – во 2 классе, 87,5 – в 3 и 4 классах), вычтено 4 часа резервного времени, которое оставлено на усмотрение учителя, 7 часов выделено для повторения в начале года, в конце каждого учебного периода и в конце года.

Программа построена на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов, что требует чёткого определения результативности усвоения содержания начального курса языка, языковых и речевых умений.

В программе начального обучения русскому языку выделены такие разделы: «Речевая содержательная линия», «Языковая содержательная линия», «Социокультурная содержательная линия», «Деятельностная содержательная линия», «Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ». В программу 1 класса введен раздел «Обучение грамоте», который представляет особый и очень ответственный период обучения первоклассников элементарному чтению и письму как видам речевой деятельности, формирующимся в неразрывной связи с аудированием (слуховым восприятием чужой речи), говорением (передачей мыслей и чувств в устном высказывании); графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ формируются и осваиваются в процессе обучения детей письму.



І. Речевая содержательная линия

Программа предусматривает приобретение учащимися определенных знаний о речи, об особенностях высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами, ситуацией общения (кто говорит, кому адресовано высказывание, какова его цель и др.). Однако основное внимание в обучении должно уделяться развитию умений осуществлять все виды речевой деятельности: слушание-понимание (аудирование), говорение, чтение, письмо.

Развитие речевых умений осуществляется в соответствии с основными сферами общения (персональной, публичной, образовательной, профессиональной), которые представлены такими темами «Школа», «Семья», «Человек», «Игры», «Профессии», «Природа. Растения, животные», «Город, село», «Родина», «Культура. Народные обычаи», «Спорт».

В основе различных речевых умений лежит умение слушать, понимать устную речь (аудировать). Учащиеся, для которых русский язык является родным, безусловно, владеют этим умением на бытовом уровне. Однако в школе непрерывно увеличивается лексический запас, усложняется грамматический строй речи, расширяется тематика и усложняется логика высказываний, предлагаемых для слушания. При этом значительно повышаются требования к скорости, точности восприятия устной речи, пониманию прослушанного, умению концентрировать произвольное внимание в течение все более длительных отрезков времени. Все это обусловливает необходимость развития аудирования не только в начальных классах школы, но и на последующих ступенях обучения.

Одним из видов речевой деятельности является чтение. Актуальность развития этого вида речевой деятельности обусловливается тем, что благодаря чтению происходит наполнение долговременной памяти учащихся синтаксическими конструкциями, необходимыми для построения самостоятельных письменных высказываний, обогащение жизненного опыта детей. Поэтому во 2-4 классах уроки русского языка служат развитию умения читать, понимать прочитанное, работать с книгой. Этому способствует широкое использование на уроках русского языка текстов, любая работа над которыми должна начинаться с чтения (вслух или молча), проверки понимания, более или менее подробного обсуждения. Спецификой работы по чтению на уроках языка является то, что внимание детей особенно привлекается к правильному произношению и значению слов, интонации предложений, различных по структуре, смысловому членению с помощью пауз, мелодики и др. Систематическая целенаправленная работа над формированием и совершенствованием навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения осуществляется непосредственно на уроках литературного чтения. В начальных классах предполагается регулярное обучение работе с учебником русского языка: развитие умения пользоваться оглавлением, условными знаками, сносками, таблицами, схемами; различать шрифты и понимать их назначение, различать в тексте учебника разъяснения, правила для усвоения, примеры, находить на странице нужный материал и пр.

Развитие навыков речевой деятельности предполагает также работу над говорением и письмом, которая включает анализ, планирование, воспроизведение, построение, редактирование учащимися диалогических и монологических высказываний (устных и письменных) – на основе прочитанных или прослушанных литературных произведений, просмотренных фильмов, рассказов родственников, знакомых о тех или иных событиях, о случаях из повседневной жизни школьников. Важной частью работы является составление устных и письменных высказываний с непосредственной коммуникативной целью (записка с приглашением, поздравление, объявление и т.п.), а также загадок, сказок, увлекательных историй. При этом необходимо особенно внимательно подходить к обеспечению положительной мотивации выполнения школьниками подобных заданий.

Весь процесс обучения родному языку подчинен формированию навыков речевой деятельности учащихся, развитию умений содержательно, четко и ясно выражать мысли и чувства в устной и письменной форме. Фонетические, лексические, грамматические, орфографические явления и факты языка изучаются во взаимосвязи и ориентированы на применение их учащимися в речевой практике. На каждом уроке обязательно планируются разнообразные виды речевой деятельности: аудирование и чтение (осмысление услышанного или прочитанного); конструирование монологических высказываний (устные и письменные изложения и сочинения); участие в диалоге (анализ, составление, разыгрывание по ролям).

Обучение построению диалогических и монологических высказываний происходит на уроках русского языка и на уроках развития связной речи, Содержание уроков развития связной речи определяется особенностями организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, интересами и жизненным опытом учащихся. В процессе проведения уроков развития связной речи необходимо предлагать школьникам выполнять как репродуктивные и конструктивные, так и творческие упражнения и задания.



ІІ. Языковая содержательная линия

В начальных классах учащиеся получают общее представление о языке как средстве общения, познания, влияния, о существовании в мире разных языков (родственных и неродственных), о государственном языке и других языках, функционирующих в Украине.

Начальное обучение русскому языку предполагает пропедевтическую работу по формированию у школьников знаний о единицах различных языковых уровней (текст, предложение, слово в его лексическом и грамматическом значении, звуки речи). При этом главное внимание должно уделяться практическим аспектам: работе над значением слова и количественному росту словарного запаса учащихся, обогащению их речи различными грамматическими формами, развитию умения пользоваться языковыми средствами в соответствии с нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими), умения анализировать, оценивать собственные речевые произведения, совершенствовать их, умения пользоваться алфавитом, учебными словарями и другой справочной литературой.

Важнейшей задачей обучения правописанию является формирование орфографической и пунктуационной зоркости, умения самостоятельно исправлять допущенные ошибки, сопоставляя написанное с образцом.

В основе орфографической грамотности лежит умение соотносить звуковой и графический образы слова, обозначать звуки слова буквами без пропусков, замен, вставок, перестановок букв, безошибочно писать слова, написание которых основано на прямом соотношении между звуками и буквами (фонетико-графическое написание: школа, дружный и т.п.). Кроме того, учащиеся должны усвоить и самостоятельно применять в ходе письма правила правописания, определенные программой (алгоритм грамматических правил в 3-4 классах может иметь до 4-5 шагов).

Формирование орфографических навыков включает работу над списком слов, произношение и написание которых школьники должны запомнить. Усвоение этих слов (из списков текущего года и предыдущих лет обучения) подлежит регулярному контролю.

Работа над правописанием включает также усвоение правил употребления указанных в программе пунктуационных знаков.

Ш. Социокультурная содержательная линия

Социокультурная содержательная линия является обязательной составляющей процесса компетентностно ориентированного обучения языку и предполагает формирование и расши​рение представлений учащихся о материально-духовной культуре русского народа с учётом поликультурной ситуации в Украине.

С этой целью в процессе обучения используется информация об исторических событиях, о народных традициях, о выдающихся представителях русского и украинского народов; репродукции картин известных русских и украинских художников, образцы (и/или их изображение) предметов быта, произведений народного искусства и т. п.

Однако работа с учебным материалом, имеющим социокультурную составляющую, не ограничивается уровнем этнокультурологии (изучением слов, обозначающих реальные вещи, обычаи, праздники, обряды и представляющих собой культурное наследие народа). Она должна иметь прежде всего практическую цель и способствовать развитию толерантности как основного принципа человеческого общения; помогать учащимся успешно осваивать различные социальные роли в соответствии с определёнными жизненными ситуациями, учитывая при этом возраст, пол, общественное положение участников процесса общения и используя соответствующие правила общения и формулы национального речевого эти​кета.

Реализация социокультурной линии в процессе обучения языку осуществляется прежде всего на основе работы с текстами, в которых отображаются особенности культуры как русского народа так и других народов Украины, их национального мышления. Это тексты классической и современной русской литературы для детей, произведения устного народного творчества, фразеологические выражения, пословицы, поговорки, отображающие национальные особенности культуры, характера и жизненного опыта народа.

Выбор тематики текстов для аудирования и чтения, диалогов и монологических высказываний учащихся осуществляется в соответствии с основными сферами использования языка: персональной, публичной, образовательной

(тематика текстов не расписана, но предполагается ее углубление в соответствии с психолого-возрастными особенностями учащихся и задачами их социализации в последующих классах).



Персональная сфера

Я и моя семья: фамилия, имя, отчество, родной язык, мечты, личные достижения; члены семьи, их профессии, взаимоотношения в семье, уважение к старшим, домашние обязанности, семейные традиции, праздники.

Друзья: внешность, черты характера, общие интересы, взаимоотношения.

Здоровый образ жизни: режим дня, утренняя гимнастика, здоровое питание, гигиенические требования к работе с компьютером и мобильным телефоном.

Отдых и досуг:каникулы, свободное время, игры, увлечения, занятия по интересам.

Спорт: виды спорта; участие в спортивных секциях.

Публичная сфера

Родина: город (село, посёлок), в котором я живу; Украина – наш общий дом; государственные праздники Украины, исторически известные места Украины и России, народные праздники и обычаи, традиции народов Украины.

Поездки, путешествия:подготовка к поездке, виды транспорта, картины природы, трудности и радости путешествия, сувениры.

Природа:времена года, животный и растительный мир, особенности природы Украины и России; отношение к природе, защита природы.

Средства коммуникации и технологии:телевидение и радио, любимые теле/радиопередачи, компьютер, компьютерные игры, Интернет, (мобильный) телефон и др.

Искусство: выдающиеся писатели, художники, музыканты Украины и России; посещение выставки, музея, концерта; национальная музыка, танцы;

Кино, театр, цирк: посещение кинотеатра, театра, цирка; любимые фильмы, мультфильмы, спектакли, цирковые представления.

Жизнь общества: права ребёнка, участие детей в различных общественных проектах., правила поведения в различных общественных местах; правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста и статуса.

Образовательная сфера

Школьная жизнь: моя школа, мой класс, школьные принадлежности, любимые школьные предметы, дежурство в классе, внеклассные мероприятия, классная и школьная стенгазеты; участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах; уважение к учителям, дружеские отношения с одноклассниками.

Библиотека: образовательная роль библиотеки, любимые книги, авторы, литературные герои.
ІV. Деятельностная содержательная линия

Деятельностная линия содержания имеет сугубо процессуальный характер и направлена на обеспечение систематического развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения языку, на овладение базовыми, универсальными интеллектуальными операциями: наблюдать, анализировать языковые явления, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Важными аспектами деятельностной линии являются: осознание учащимися структуры своей познавательной деятельности от постановки цели, выработки стратегии индивидуального стиля деятельности до получения результатов; формирование способности получать знания, развивать умение фиксировать и оценивать воспринятую информацию; работать индивидуально и коллективно в условиях выбора, поиска, исследования и т.п.

Стратегическими составляющими деятельностной линии являются: освоение учащимися способов решения проблем творческого и поискового характера; развитие умения планировать, контролировать (проводить проверку и самопроверку устных высказываний и письменных работ), оценивать учебные действия и результаты обучения в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; поиск наиболее оптимальных способов достижения результата; формирование умения осознавать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, готовности к конструктивным действиям в ситуациях неуспеха.

Важным направлением в обучении русскому языку является воспитание ученика, умеющего учиться: освоение им элементов учебной самостоятельности, продвижение в учебном процессе от репродуктивной деятельности к частично-поисковой и творческой, от действий за учителем, по образцу – к самостоятельному выполнению всех видов заданий; овладение умением переносить знания и способы деятельности в новую ситуацию, самостоятельно работать с новым, доступным по трудности учебным материалом; развитие умения эффективно работать с книгой − учебником, лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Обучение русскому языку должно быть также направлено на развитие у школьников общеучебных умений: организационных, общепознавательных, контрольно-оценочных; на воспитание чувства ответственности за выполняемую работу; на развитие умения составлять собственное мнение по обсуждаемым вопросам, обосновывать его, доказывать правильность высказанной точки зрения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База даних захищена авторським правом ©refs.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка