Воспитание дочери



Сторінка1/16
Дата конвертації11.03.2016
Розмір4.38 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Дж. Элиум. Д. Элиум

ВОСПИТАНИЕ ДОЧЕРИ

Серия Вы и ваш ребенок Перевела с английского И, Кириленко

Желаем вам уверенно и гордо пойти своей

собственной дорогой, даже если

она будет не такой, как наша

У вас растет дочь. Как хочется, чтобы она была счастлива. Но что для этого нужно сделать? Как вырастить не «казака в юбке», а женщину — чуткую, нежную, верную? Как уберечь от коварных соблазнов мира, от раннего опыта интимной жизни, от насилия наркотиков? Как пре­достеречь от бел которые принесла в нашу жизнь цивилизация? Что можно сделать уже сейчас, чтобы в будущем замужество и материнство принесли ей радость, а не горькое разочарование?

Вы держите в руках книгу, которая станет верным проводником в поиске ответов на эти и другие вопросы- Она поможет понять, чем воспитание девочки отличается от воспитания мальчика; какую роль играет в жизни девочки отец; почему наступает период когда девочка начинает вдруг конфликтовать со всеми вокруг и что нужно сделать, чтобы помочь ей без душевных потерь выбраться из этой ловушки. © Дж. Элиум, Д. Элиум, 1994



Садовникам души садов

Дай сил надежды не терять

И помнить средь дневных трудов,

В ночной тиши не забывать:

Во тьме рождается росток,

Но нужен свет, чтоб цвел цветок.

Часть первая

Девочки и женщины,

или


как трудно быть женщиной
Глава 1

Проблемы воспитания девочек



Этот цветок родился, чтоб цвести. ЭлисВолкер

«Она так мрачна!»

«Все должно быть только розовым, а джинсы она носить от­казывается!»

«Ее тянет ко всему изящному».

«Она такая чувствительная. Обижается на все, что бы я ни сказала».

«Мы решили воспитывать ее так же, как сына, но ей вовсе не хочется играть с машинками и ружьями». «Она старается угодить нам и особенно учителям,—всегда спо­койная, приветливая, прилежная, всегда держится в тени». «Боюсь, что не смогу быть для нее хорошим примером, сей­час, пока сижу с ней дома, а не работаю по специальности — я ведь адвокат».

«У нее еще два старших брата, и ей удается вертеть всеми нами. Это такая артистка. Можно подумать — наступит ко­нец света, если она не добьется своего». «Она встречается с Джошем два года. Я просто боюсь, что с ней что-нибудь случится. Сама знаешь, какие нынче дети. Теперь они, не моргнув глазом, делают то, что раньше делали только взрослые, но ведь они слишком молоды, чтобы поду­мать о последствиях».

«.Она просто помешана на том, чтобы во всем достичь совер­шенства. Из-за занятий мы ее видим очень редко. То репетиция оркестра, то уроки игры на флейте, то плавание, то ее очередь дежурить в игрушечном магазине, то она член отрада добровольцев в больнице, да и учится она к тому же прилежно». «Ей хочется все делать вместе со мной. Если мать не согласна с ней, она сразу же смотрит на меня. Если мать говорит ей „нет", она обращается ко мне. Если она чем-то расстроена, она плачет у меня на плече. Мне нравится ее внимание, но я не знаю, что должен в таких случаях делать отец. Она уже слишком большая, чтобы с ней обниматься и бороться, и я чувствую себя несколько неловко, когда она виснет на мне». «Я получила свое! Она стала такой язвительной и замкнутой. Можно подумать, что я не мать, а исчадие ада. Мы с ней ни о чем не можем договориться: ни об одежде, ни о прическе или макияже, ни о еде, ни о друзьях или политике. Если я что-то люблю, она это ненавидит; если она чем-то наслаждается, у меня это вызывает отвращение. Иногда меня удивляет, как мы оказались в одной семье? А в три года она была такой лапочкой».

«Она ничего не сделает, пока ей не повторишь двадцать раз, так еще и сердится, когда напоминаешь о чем-нибудь. Запрет­ся у себя в комнате и сидит надувшись». «Она такая же буйная, как и ее братья. Я всегда думала, что девочки — существа скромные, тихие, которые любят играть с куклами и читать книжки».

Приходилось ли вам слышать такие речи? Проблемы вос­питания мальчиков отличаются от проблем, которые возника­ют с девочками. Чтобы понять, в чем различие, мы должны посмотреть на девочек с совсем новой точки зрения. Для этого необходимо постараться увидеть мир глазами девочек. Для этого необходимо отказаться от убеждения, что мальчи­ки и девочки — это одно и то же, что мужское всегда лучше женского или наоборот, что мужчины насквозь неправильны, что женщины — сплошная ошибка природы, что быть пред­ставителем одного из полов лучше, чем другого, потому что один пол добрее, умнее, нежнее, сильнее, более воспитан, остроумен, рационален или слабее другого, что одних воспи­тывать легче, а с другими справиться труднее, и так далее, и так далее.

Если мы откажемся от своих предубеждений в отношении девочек, то сможем увидеть дочерей такими, каковы они есть в действительности. И тогда мы начнем понимать природу женщины, ее проблемы, мотивы ее поведения, тогда мы сможем осознать, что ей нужно от нас — ее родителей, чтобы в ней проснулась здоровая женственность. Для многих из нас по­нять девочку — все равно что попытаться понять иноплане­тянина. И это потому, что представления, навязываемые нам нашим обществом, далеки от реальной жизни наших дочерей. Мы не можем правильно осмыслить, что же такое девочка, потому что наше общество отрицает их особенности, предпо­лагая, что женщины должны вести себя, как мужчины. Это требование сразу ставит девушек и женщин в неравноправное положение в обществе, где их оценивают по тому, в какой мере им удалось добиться независимости, то есть по способ­ности энергично действовать в одиночку против всех и вся.

Девчонка не может стать хорошим капитаном. Ей сначала нужно наговориться, все обсудить, а так мы никогда не начнем игру.

Александр, одиннадцати лет



Политика нашей компании требует, чтобы мы на­нимали определенное количество женщин, но я все­гда с неохотой принимаю женщину на руководящую работу. Руководитель должен стоять несколько в стороне, один, отдавать приказы и требовать их выполнения.

Джозеф, тридцати пяти лет

Наших же дочерей вдохновляет совсем иное, ибо они ви­дят мир в свете отношений. Вместо того чтобы стремиться к независимости, девочки ищут равноправных взаимозависимых отношений, где можно давать и получать, где люди активно взаимодействуют друг с другом. Девочки расцветают пышным цветом только в отношениях с другими людьми; их самооцен­ка повышается, если они ощущают себя частью целого и если они чувствуют, что в их силах устанавливать и поддержи­вать взаимоотношения. Девочки смотрят на отношения как на фундамент поведения; их действия и поступки продиктова­ны желанием поддержать связь с другими людьми. Девочки, в первую очередь, ищут способ установить контакт с другими людьми, чтобы можно было объединить усилия, а не стремятся прибегать к силе, чтобы властвовать над остальными. Пси­хотерапевты, исследователи и авторы книг из Стоун-центра помощи и исследования проблем развития в Веллслей-колледже называют такую жизненную позицию «постоянное стрем­ление к взаимодействию».

Такое поведение изобрели не женщины. Все люди рожда­ются с этим качеством, но маленьких мальчиков мы сызмаль­ства начинаем ориентировать на стремление к независимости, более приемлемого для нашей жизни. И в то же время мы лелеем природные способности дочерей к установлению отно­шений, превращая их в умение заботиться о других, опекать, и тем самым способствуем развитию этих способностей. По­няв свойственную дочерям ориентацию на установление отно­шений, то есть основу их мировоззрения, мы начинаем осоз­навать, почему они действуют именно так, а не иначе.

Девочек волнуют четыре вопроса: 1) Включены ли мы в систему отношений? 2) Какова природа наших взаимоотноше­ний? 3) Кто я в этих взаимоотношениях? 4) Что нужно для поддержания связей в этой системе взаимоотношений?

Проблемы воспитания девочек становятся понятнее и яс­нее, если рассматривать их поступки с точки зрения потребно­сти девочек устанавливать и поддерживать связи, необходимые для формирования и развития их индивидуального самосозна­ния, учитывая то обстоятельство, что девочки, в то время как сами нуждаются в заботе и попечении, постоянно ищут себе объект заботы и попечения, хотя методы, которые они ис­пользуют при этом, могут быть незрелыми и противоречивыми.



Дорогая мама, прости, что я на тебя накричала, но в последнее время меня так легко вывести, из себя. Просто я тебя очень люблю, и мне больно видеть, как много тебе приходится работать. Я не знаю, почему кри­чу, но хочу, чтобы ты знала: я тебя очень люблю; и мне очень хотелось бы, чтобы ты не перестава­ла любить меня из-за такого моего поведения.

Твоя дочка Триш

Триш, двенадцати лет

Способность заботиться и опекать — это не слабость

Нам нравится модель здоровой женщины, разработанная в Стоун-центре: обладает способностью осознать свои желания и чувства, действует целенаправленно, творчески и эффектив­но, понимает воздействие своих поступков на других людей. Эти характеристики предполагают наличие силы, компетен­тность, мотивацию поступков, высокую самооценку, способ­ность к сочувствию, заботливость и внутреннюю мудрость. Именно такие качества мы, родители, надеемся развить в своих дочерях. И это очень трудная задача, поскольку мно­гие из нас, уже став взрослыми, пытаются в нелегкой борьбе со своими недостатками воспитать в себе эти качества.

Для девочек борьба за подлинную женственность особен­но трудна, ведь, расцветая в среде отношений, они в этой же среде могут и завянуть. Не понимая сущности бытия в си­стеме взаимодействий, необходимости сохранения равнодей­ствующей «брать-давать», многие девочки начинают отда­вать и то, что причитается им. Таким образом, они отрекаются от самих себя. Стараясь не причинить другим страданий или неудобств, девочки «наступают на горло» собственным по­требностям и чувствам. Эта потеря трансформируется в обиду, в нарушение питания, в ярость, депрессию, низкую само­оценку, половые дисфункции. Девочки становятся уклончи­выми, ими легко манипулировать, они пассивны в удовлет­ворении собственных нужд. Бывает, что дочери отвергают принятый в обществе идеал женщины, отрицают взаимоотно­шения, избегают каких бы то ни было связей. Желание быть независимыми заставляет их пренебречь своими потребнос­тями и чувствами. Они становятся обидчивыми, злобными, подавленными и одинокими. Они делаются властными, бес­чувственными и упорными в достижении своих целей. От­брасывается или признается существующий в обществе поло-ролевой стереотип, но многие девочки теряют внутреннюю связь со своим женским началом, своей женской силой.

Почему мы написали эту книгу



Д: Одна моя клиентка успешно работала исполнитель­ным директором фирмы. Впервые она пришла ко мне на прием в подавленном состоянии из-за своей лич­ной жизни: у нее не было ни романов, ни постоянных отноше­ний. Она рассказывала мне о себе как-то отстраненно; резким тоном и злобно перечисляла многих мужчин, которых она «выставила» по той или иной причине. Наконец я прервал ее: «Вы же женщина». Она уставилась на меня, как на сумасшед­шего. Б молчании посмотрела налево, направо, как будто я обращался к кому-то другому, находящемуся в комнате. По­том спокойно спросила: «Вы это мне говорите?» Я кивнул. И она заплакала: «Никто и никогда этого не замечал». В ходе психотерапевтического лечения эта сильная, красивая женщи­на пришла к осознанию того, что, пытаясь завоевать любовь своего отца, она усвоила мужской стиль поведения. Уверовав в то, что отец никогда не признает ее женского начала, она от­вергла свою женскую природу и окончательно утратила ее в профессиональной деятельности.

Я был поражен, обнаружив, что в нашем обществе девочки и женщины связаны двойными путами, и результаты этого стал замечать повсюду. Как психотерапевту, мне неоднократно при­ходилось наблюдать усилия мужчин, старающихся понять сво­их жен, — с каким трудом им это дается, и как они теряются, не в сипах найти верную линию поведения со своими дочерь­ми. Я видел женщин, которые злились на отцов и мужей из-за того, что чувствовали себя обделенными вниманием, непоняты­ми и недооцененными. Я видел девочек, которые добивались признания своей непохожести на мальчиков, вместо того что­бы просто гордиться званием «женщина». Я видел дочерей, ста­равшихся сохранить контакт с родителями, растерявшимися в «вареве полов» нашего времени. Меня, как мужа и отчима, очень волнует, не пренебрегаю ли я близкими мне женщинами. Я стал соавтором этой книги, желая способствовать устра­нению опасного недопонимания девочек и женщин; чтобы ра­зобраться, как я могу помочь жене и падчерице сохранить в себе женственность; чтобы дать толчок новой психологии, ко­торая уже больше не будет отвергать женский опыт; чтобы остановить поток, обрушивающийся на дочерей со стороны ро­дителей и нашего общества в отношении того, что они должны и чего не должны делать, дабы преуспеть дома и в этом мире; чтобы дать возможность девочкам и женщинам открыть в себе силу и нежность, интуицию и интеллект, способность ус­танавливать отношения, то есть обрести свое собственное Я.


Ж: Быть женщиной, по моему внутреннему убеждению, — дело нелегкое. Пожалуй, самым счастливым для меня было время, которое я провела в лесах Среднего Запада на берегу тихого ручья с лошадью и собакой. По крайней мере, это было самое беззаботное время, и продолжалось оно до тех пор, пока не наступила половая зрелость, которая в корне изме­нила мою жизнь. Потом меня стал беспокоить неправильный прикус, я стала замечать недостатки своей фигуры и пыталась обратить на себя внимание. Чуть позже я столкнулась с тем, что женщина ущемлена во всем и вся: от церковной литургии до кредитных ставок, — и задалась вопросом «почему?» Весь мой опыт и все мои переживания как дочери, жены, работаю­щей матери, феминистки, разведенной и женщины средних лет — все это подтолкнуло меня к написанию этой книги.

Я решила стать соавтором книги о воспитании дочерей, что­бы проанализировать и проверить на ней реальности нашего бытия. Как я пришла к пониманию процесса становления жен­щины, проблем существования в этой ипостаси? На правиль­ном ли я пути? Смогу ли я понятно объяснить родителям это явление и показать. что нужно для того, чтобы в девочке рас­цвела подлинная женственность, что должны сделать для это­го взрослые? Затруднения, которые я испытывала при написании некоторых разделов, не вызывают удивления. Естественно, я представляла себе более отчетливо то, в чем у меня было больше опыта. Однако меня удивило осознание того факта, что другие женщины испытывают смятение и сомнение в отношении того, кто они как женщины и как люди. Что же тогда странного в том, что моему мужу и другим мужчинам нужно так много сил и времени, чтобы понять нас! Я благодарна всем тем жен­щинам-исследовательницам и писательницам, на чьи работы мы ссылаемся в последующих главах, за то, что они смогли пробиться сквозь глухоту нашего общества и его предрассуд­ки и услышать чистый и сильный голос своего женского нача­ла, женского опыта. Мой вклад в создание предлагаемой книги состоял в переводе этого женского опыта на язык, доступный родителям, чтобы они могли пробудить женственность в сво­их дочерях. Я старалась не только для своей дочери, но и для всех дочерей и сыновей.



Глава 2

Из чего же сделаны наши девочки?



Из чего только сделаны девочки?

Из самых милых разностей,

Из сладостей и пряностей

Вот из этого сделаны девочки!

Старинный детский стишок



Ж: Моя дочка была миленькой и хорошенькой в младенческом возрасте. Еще она была упрямой и жалостливой, скромной, угрюмой, красивой, весёлой, шумной, требовательной, сговорчивой, ее было трудно понять и легко обра­довать — всё вместе в одном маленьком, но сильном суще­стве. Как и все дочки, она была смесью сахара с перцем.

Многие ли из нас, цитируя это стихотворение, останавли­вались на слове «пряности» (spice), задумываясь о том, что это ведь совсем не значит «сладкое»? Когда мы добавляем в блюдо пряности, мы придаём ему пикантность и остроту или даже жгучесть, которой до этого не было. Тогда в нашей стряпне появляется изюминка, особый вкус. Блюдо становит­ся более ароматным и более интересным. Малюсенькая ще­потка пряностей уже щиплет и жжёт нам язык, вышибает слезу, воспламеняет душу. К сожалению, реальность такова, что многих маленьких девочек учат быть хорошенькими и сла­денькими, и только. Они вынуждены скрывать свою «пряную» часть глубоко внутри. Если девочке достаточно часто гово­рят, что она «должна быть умницей» и «вести себя, как леди», если её постоянно упрекают за иное поведение, то она, ско­рее всего, спрячет поглубже жгучие и едкие стороны своей натуры. Какая-то очень существенная частица ее самой уйдёт в подполье.

С другой стороны, очень опасно отбить у девочки охоту лелеять «сладкие» грани своей личности. Если мы вырастим дочерей сильными, независимыми и напористыми, чувствую­щими себя «равными» с мужчинами и требующими, чтобы их ценили в обществе, они всегда будут ощущать себя людьми второго сорта. Маленькая девочка — это не только то, что мы, родители и общество, хотим из неё сделать. Она резуль­тат воздействия четырёх непреодолимых сил: биологической, психологической, культурной и силы женской души. Поняв действие сил физиологии, психологии и души, о которых пой­дёт речь в этой главе, и силы культуры, которой посвящена глава 4, мы сможем избежать ограниченности во взгляде, вы­ражающейся в противоречии «природа—воспитание». В фор­мировании человеческого существа участвуют далеко не толь­ко среда и наследственность. Если мы будем отрицать любой из этих четырёх факторов, мы откажем своим дочерям в воз­можности, на которую они имеют право в силу своего рож­дения, — возможности стать здоровыми и полноценными женщинами.

Биологическое влияние

Бытует мнение, что различия между мужчинами и женщи­нами сводятся к репродуктивной системе и жёстким полоролевым стереотипам. Студенты-медики изучают анатомию, ста­вят диагноз и назначают лечение на основании мужской физи­ологии. Медицинские исследования и исследования в области психологии развития ещё совсем недавно проводились преиму­щественно на представителях мужского пола, поскольку меди­цинское сообщество считает, что человеческое тело, мужское оно или женское, устроено одинаково. Точно так же большин­ство моделей психологического развития было построено на основании данных о мужчинах и с мужской точки зрения, доказывающей, что девочкам никогда не достигнуть уровня автономии и независимости, свойственного мужчинам. При ис­следовании мозга были получены поразительные результаты, свидетельствующие о наличии существенных различий между мужским и женским мозгом, но эти результаты были жестоко осмеяны и похоронены из страха, что они будут использова­ны против женщин в их борьбе за равноправие. Повсюду мы слышим: «Мужчины и женщины одинаковы! Девочки ничем не отличаются от мальчиков!»

Нас, родителей, это ставит в тупик, ибо то, что мы видим, наблюдая за своими дочерьми и сыновьями, не говоря уже о мужьях и жёнах, матерях и отцах, начальниках и друзьях, сви­детельствует о бесчисленных различиях между полами. Не­которые журналисты и учёные-медики могут отрицать суще­ствование этих различий, но мы-то каждый день видим их проявления на кухне и в спальне, в школьных классах и на рабочих местах. Хотя эта книга и не ориентирована на срав­нение половых характеристик, но отрицать различие между мальчиками и девочками — значит впасть в невероятную пу­таницу, особенно опасную для тех из нас, кто решился взять на себя тяжкий труд воспитания, кто поставил перед собой нелёгкую задачу вырастить здоровых и счастливых взрослых. Доктор философии Анна Муар и журналист Дэвид Джессел — авторы научно-популярной книги о исследованиях, ве­дущихся на мозге «Пол мозга: реально существующие различия между мужчинами и женщинами», утверждают, что посколь­ку половые различия в поведении проявляются уже в очень раннем возрасте (в некоторых исследованиях называется срок в несколько часов после рождения), то можно считать, что в мужчинах и женщинах генетически заложено по-разному реа­гировать на окружающий мир и по-разному его воспринимать. Действительно, некоторые из нас вполне могли бы сказать, что живут в разных мирах! Мы убеждены, что существует достаточно свидетельств того, что мозг мужчин и женщин может инстинктивно по-разному реагировать на обстановку характерным образом. Например, в вопросах любви мужчины почти всегда предпочитают сначала действовать, а потом го­ворить. Им проще проявить себя в действии, поэтому они склонны делать первый шаг в этом направлении. Женщина же чувствует себя более глубоко привязанной после того, как поговорит о своих чувствах с партнёром, поделится с ним своими переживаниями, и тогда она уже готова к физической близости, поэтому женщины обычно начинают с разговоров. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что мы используем слова «обычно», «имеет тенденцию», «склонна», «инстинктив­но», когда описываем поведение, определяемое физиологиче­скими закономерностями, поскольку биология, или физиоло­гия, далеко не единственная детерминанта наших действий. Однако нельзя недооценивать силу ее влияния на нас, поэтому понимание действия этой силы на наших дочерей облегчит нам задачу быть проводниками на их пути в счастливую взрослую жизнь.

Женская программа

Настолько же поразительным, как и само зарождение новой жизни, является тот факт, что зачатый ребёнок сразу имеет женский пол. Мама вносит в эту жизнь свои двадцать две хромосомы плюс Х-хромосому, и папа дает двадцать две хро­мосомы плюс Х-хромосому. Но не только гены определяют, чьими гордыми родителями — дочери или сына — мы станем. С современных позиций, для плода естественно развиваться по женскому типу. От наличия или отсутствия мужских гор­монов, вырабатываемых примерно на шестой неделе жизни зародыша, зависит, зафиксируется или изменится биологи­ческий шаблон. Если вклад отца выражается в виде Х-хромосомы, то никаких мужских гормонов не обнаруживается и плод продолжает следовать первоначальному плану развития, превращаясь в девочку.

Женская программа развития определяется действием жен­ских гормонов, главным образом, эстрогеном и прогестеро­ном. Крошечный зародыш купается в этих гормонах, создавая тот шаблон, по которому будут формироваться наши дочери. Эта внутренняя основа женских биологических задатков ока­зывает влияние на черты личности и поведение девочки с самого начала её жизни. У неё принципиально женский мозг, который генетически запрограммирован работать не так, как мужской.

Структура мозга и поведение

Те специалисты, которые отдают предпочтение аргументу «вос­питание» перед аргументом «природа», утверждают, что мы воспитываем своих сыновей и дочерей в соответствии с полоролевыми стереотипами, покупая им определённые игрушки, поощряя один тип поведения и запрещая другой. Однако кажется, что ещё до того, как требования культуры наложат свой отпечаток на жизнь малыша, то есть в первые же часы жизни младенца, становятся заметны различия в поведении мальчиков и девочек. Например, девочки-младенцы сильнее реагируют, чем мальчики, на громкий шум, на дискомфорт от холода и влаги. Исследования тактильного восприятия показали, что девочки гораздо более чувствительны к прикоснове­ниям. Фактически, самые восприимчивые мальчики гораздо менее чувствительны к прикосновениям, чем наименее вос­приимчивые девочки, и это различие сохраняется в годы зре­лости. Возможно, именно этим и объясняется, почему муж­ской дружеский хлопок по спине для забавы или в знак расположения женщиной воспринимается как удар. Ей на са­мом деле становится больно, тогда как представители мужс­кого пола воспринимают такой хлопок как должное — в ка­честве шалости.

Всем нам известен так называемый полоролевой стерео­тип, выражающийся в том, что мальчики проявляют интерес к вещам, а девочки — к людям. Исследователям доводилось наблюдать поведение, отражающее этот стереотип, уже через два—четыре дня после рождения младенца. Девочки в мла­денчестве способны задерживать внимание на лицах гораздо дольше, чем мальчики, причём независимо от того, говорит человек или молчит. На более позднем этапе развития мла­денцы обоего пола, лёжа в кроватке, с удовольствием гулят, обращаясь к тем, кто за ними ухаживает. Однако мальчикам не нужно, чтобы взрослый поддерживал с ними беседу. Они не менее радостно лепечут, общаясь с игрушками или с други­ми предметами. Совсем не так ведут себя девочки: они быстро теряют интерес к игре, если ухаживающий отходит от них.



Дочка задаёт так же много вопросов, как и сын, и требует ничуть не меньшего внимания. Но спра­шивает она, в отличие от сына, совсем о другом. Ей всегда хочется знать, что я делаю и почему. Сын же задает вопрос: «Как это делается?» Я знаю, что им обоим нужно моё участие, но Элиза­бет, задавая вопрос, прежде всего хочет получить возможность вступить в контакт, тогда как для Майкла важнее всего мой ответ.

Лаура, мать троих детей

Психолог доктор Джун Райниш, директор Института Кинси в штате Огайо, замечает, что мы «ароматизированы» воз­действием гормонов ещё в материнской утробе, и этот аромат становится более явственным по мере того, как мы растём. Предрасположенность женщины сначала наладить общение, а уже затем действовать проявляется на самых ранних этапах Жизни. Девочки раньше начинают говорить, активнее общаются с окружающими, у них быстрее расширяется запас слов, поэтому они, естественно, предпочитают те занятия, которые требуют взаимодействия с другими людьми.

Сын и дочка сообщают мне о своём местонахожде­нии двумя различными способами: я знаю, где нахо­дится сын, потому что я слышу его, и я знаю, где дочка, потому что она говорит мне об этом.

Джон, отец двоих детей

Такие разные тенденции в поведении мальчиков и девочек объясняются реально существующими различиями в строении женского и мужского мозга. Психолог-исследователь Диана Мак-Гиннесс с группой исследователей Стэндфордского университета обнаружила, что эти различия в поведении не зависят от культуры: «они проявляются в Гане, Шотландии Новой Зеландии так же, как и в Америке». В своих выводах она так сформулировала эту разницу:

Женщины являются коммуникаторами, а мужчины — деятелями. Мужчины хорошо справляются с задачами, где необходимы пространственно-визуальные навыки, а женщинам под силу решение тех задач, где требуются речевые навыки. Мужчины лучше работают с картами, схемами, математическими формулами, они с легкостью поворачивают объекты в своём воображении и создают двумерные представления трёхмерных объектов. Мужчи­ны лучше воспринимают объекты в пространстве и могут без труда ими манипулировать. Мужчины лучше ори­ентируются в пространстве и на местности... Женщины, с другой стороны, преуспевают в тех областях, где муж­чины чувствуют себя неуверенно, особенно в областях, связанных с использованием языка. Женщины не так легко справляются с задачами, требующими манипули­рования объектами и развитого зрительного восприятия: они прежде всего менее чувствительны к свету. Однако женщины гораздо успешнее обращаются со словами... У них лучше память на слова. И воспроизвести точно мелодию они могут в шесть раз чаще, чем мужчины.

Мы хотим подчеркнуть, что эти исследования вовсе подтверждают старый предрассудок, касающийся неспособности женщин к занятиям математикой. Просто большинству девочек манипулирование объектами в пространстве, чтение карт и высшая математика кажутся делом более трудным, чем большинству мальчиков, и поэтому девочки используют так­тику решения задач, отличную от мальчишеской.

Оказывается, существуют половые различия и в процеду­рах сбора информации, и в методах решения задач. Напри­мер, большинство девочек считают, что прочесть карту лег­че, если поворачивать её по ходу движения. Большинству же мальчиков проще «увидеть» направление в своей голове. У девочек наблюдается тенденция подходить вербально к реше­нию математических задач, тогда как мальчики чаще предпо­читают при решении задач использовать визуальные средства. Отчёты Американской ассоциации женщин-сотрудниц универ­ситетов свидетельствуют о том, что девочки лучше учатся в группах, где осуществляется вербальный обмен информацией между членами группы и руководителем или учителем.

Другой пример различия между мальчиками и девочками в подходах к решению задач и поиску решений приводит Кэрол Джилигэн в своей работе о нравственном развитии женщин. Она пришла к выводу, что девочки и женщины склонны делать нравственный выбор, основываясь на том, какое влия­ние он окажет на окружающих. Мужчины же чаще принима­ют такие решения, исходя из свода законов или норм, прин­ципа справедливости, логической целесообразности.

Эстроген и поведение женщины: пять биологических влияний

С рождения до семи лет физическое развитие девочек и маль­чиков идёт параллельно. Главную работу осуществляют гор­моны роста, вырабатываемые гипофизом. Резкие изменения в развитии дочерей проявляются, когда начинает повышаться Уровень женских гормонов, то есть в возрасте около восьми лет. Появляются первые намёки на формирование женского тела. Эстроген и прогестерон, главные половые гормоны дево­чек, ускоряют усвоение протеинов, замедляют рост и спо­собствуют накоплению жира. Чем выше уровень этих гормо­нов, тем округлее формы тела, тем ярче выступает- грудь; эти гормоны готовят девочку к началу менструаций, что обычно происходит в возрасте между девятью и тринадцатью года-ми. С началом полового развития женская генетическая и гормональная программа, закодированная в период эмбриональ­ного развития, постепенно проявляется в видимых физических и физиологических изменениях. Конечно, не все девочки развиваются в точном соответствии с научными «стандартами»: у одних менструальный цикл начинается раньше, у других позже в зависимости от индивидуального плана.

В физиологическом отношении эстроген и прогестерон действуют безошибочно. Биология толкает девочек и женщин определённому природой поведению. Мы делим его типы на пять категорий: круги, сосуд, большая картина, слово, отношения.

Круги

Женская физиология испокон веку помещала женщину и девочку в какие-нибудь круги. Очаг — центр общины, дома владения женщины — всегда был круглым. Женщины и девочки любого племени всегда работали вместе, садясь кружком круговыми движениями размалывали зерно, плели круглы корзины, баюкали ребёнка, обняв его руками. Они строила круглые жилища, располагая их по кругу, поклонялись дискам Солнца и Луны, кольцевой смене времён года, они жил в лад с биологическими ритмами своего собственного тела.



Сегодня мы иногда говорим, что современные женщины; «бегают вокруг и по кругу». Если мы отвлечемся от язвительности этого замечания, то заметим, что оно верно в бук­вальном смысле. В сущности своей вся жизнь женщины — это круг, Хотя наши дочери выработают свой собственный неповторимый способ самовыражения, эстроген и прогесте­рон по-прежнему, как и испокон веков, будут толкать жен­щин к творчеству, целостному восприятию, общению и уста­новлению отношений.

Сосуд


С глубокой древности женщину называют «Сосудом Жизни», «Источником Жизни», «Великой Матерью», «Космическим яйцом». В какой-то момент своей жизни любая женщина, независимо от расы, классовой принадлежности, образования, религиозных убеждений, социального положения, профес­сии, успехов на службе, политических взглядов и тому подоб­ного, встаёт перед вопросом, иметь или не иметь детей. Быть женщиной — значит последовать этому биологическому призыву, зову своей природы.

Вынашивание ребёнка оказывает на жизнь женщины столь огромное влияние, что она меняется навсегда. Как сказала по этому поводу поэтесса Адриенна Рич: «Независимо от реше­ния, принятого женщиной, в её теле происходят необратимые изменения, у неё никогда уже не будет прежних мыслей, вся её будущая женская жизнь будет нести на себе отпечаток этого события». Женщина уже никогда не будет думать о себе в единственном числе «я», ибо она теперь связана невидимой нитью с другим существом, неважно, на каком расстоянии оно находится в данный момент, и связь эта прочнее какой-либо другой силы во всей Вселенной.



Я знала, что не смогу быть достойной матерью своему сыну, ведь я ещё сама была ребёнком, по­этому и отдала его на усыновление сразу, как толь­ко он родился. Я никогда больше его не видела, но и сейчас ещё, восемнадцать лет спустя, в день его рождения я думаю о том, где он и каким он стал.

Мэгги, тридцати четырех лет

Способность выносить новую жизнь в своём собственном теле давала женщинам огромную власть на протяжении всей истории сексуальных отношений. В древних племенах охот­ники почитали и побаивались женщин за их животворную силу. В древности материнство давало возможность женщи­не играть роль, равную по значимости роли мужчины. Без охотничей доблести мужчин, без их силы и способности за­щищать, без умения женщин собирать дары природы, органи­зовывать жизнь сообщества и вынашивать детей племенное общество погибло бы, исчезло бы с лица Земли.

Полоролевые функции начали изменяться с развитием земледельчества. Теперь уже на мужчин возлагалась ответствен­ность за организацию общины и за ее духовную жизнь, но самые решительные изменения во взаимоотношениях мужчин и женщин произошли с началом промышленной революции. Впервые за всю историю в обязанность женщины входило только вынашивание детей, и ее заточили дома. Материнство превратилось в институт, который «ограничил женские права ч привёл к деградации способностей женщины».

В конце двадцатого столетия различные институты, такие как Женское движение, экономическая реальность жизнеобес­печения семьи и, вероятно, душа самой Женщины подвигли её выйти из дому, вернуться в школу и в деловой мир. Сегод­ня большинство наших дочерей почти не задумываются над дилеммой «материнство или работа». Однако, несмотря на сдвиг полоролевых отношений мужчин и женщин в нашем o6ществе, по оценкам некоторых источников, около 90% американских женщин в какой-то момент жизни решаются завес ребёнка. Биологически женщина остаётся сосудом жизни.

Большая картина

Джош и Сара, двое из троих друзей, отправились на вечеринку, тогда как третья подруга — Молли — решила пойти кино. На следующий день Молли позвонила Джошу, и беседа проходила таким образом:

Молли: Джош, как прошёл вечер?

Джош: Здорово! Там был этот горячий басист. Бац, бац, бац...

Молли: А кто ещё там был? Было что-нибудь инте­ресное?

Джош: Да нет, ничего. Потом Молли позвонила Саре:

Молли: Тебе понравился вечер?

Сара: Ты даже не можешь себе представить. Анна увешала весь дом маленькими мигающими фонариками; Диана надела своё чёрное платье в обтяжку; Джеми выкрасила волосы фиолетовым, под цвет туфель; Ка­рина опоздала: отец не разрешил взять машину, и ей пришлось звонить на работу брату, а потом ждать, пока он в перерыв сможет её отвезти. Джон и Лаура не разговаривают друг с другом. Стол был просто чудо! Мамаша Энн старалась держаться незаметно, но уж очень она переживала из-за своих новых полов, . А Мэтту пришлось притащить с собой свою млад­шую сестру; у Лори новый синяк — её папаша опять напился. А да, там был ещё этот толстяк-басист!

Девочки более чувствительны, чем мальчики, и воспринимают окружающее всем своим существом. Женский мозг на­строен так, чтобы принять и обработать огромное количество сенсорной информации. Каждая девочка потенциально обла­дает сверхтонким чутьем к запахам, касаниям, к увиденному и звукам, что позволяет ей улавливать невысказанные словам подбирать коммуникативные ключи и угадывать скрытый смысл на который другие не обращают внимания. Девочка замечает многое в мельчайших деталях и помнит о них долго. Этим объясняется способность многих женщин интуитивно пони­мать других людей; женщины знают более того, что происхо­дит на самом деле, потому что они многое «ощущают и при­дают больше значения личностным и межличностным граням жизни. Зная, что дочка-подросток очень чувствительна ко всякой мелочи, потому что получает о ней слишком много информации, родители смогут скорее понять, «почему она так угрюма» или «почему она ведёт себя так театрально». А она и в действительности театральна: легко может расплакаться, всегда на эмоциональном пределе, потому что видит картину собы­тий более широко и ярко, чем родители, особенно чем отец.

В исследованиях, посвященных сравнительному изучению сенсорной чувствительности, было обнаружено, что девочки и женщины более восприимчивы к звукам и чаще могут точно напеть мелодию. Они особенно тонко подмечают изменения тона в голосе, что позволяет им улавливать малозаметные оттенки эмоционального состояния друзей и домочадцев.

Исследования визуальных возможностей показали, что жен­щины лучше, чем мужчины, видят в темноте и обладают бо­лее точной и прочной зрительной памятью. Они видят в буквальном смысле слова «картину больших размеров»: у девочек и женщин шире периферическое зрение, потому что у них больше рецепторов (палочек и колбочек) в сетчатке глаза.

Мы уже говорили о том, что у женщин и девочек выше чувствительность кожи. Они гораздо тоньше, чем мужчины, ощущают надавливание на кожу в любой части своего тела. У них ниже болевой порог, но более высокий, чем у мальчиков и мужчин, уровень толерантности к долговременной боли.

Женщины и мужчины различаются вкусовыми пристра­стиями. Женщины более чувствительны к горькому и любят сладкое, мужчины предпочитают соленое. И все вкусовые со­сочки у женщин и девочек обладают большей чувствительно­стью.

Что касается запахов, то и к ним, как свидетельствуют исследования, женщины более восприимчивы, особенно в пе­риод непосредственно перед овуляцией. До того как дезодо­ранты и ароматизированное мыло получили широкое рас­пространение, мужчину привлекал к женщине именно запах в тот период, когда она была наиболее способна к оплодо­творению. Исследования показали, что женщины находят наиболее привлекательным запах экзальтолида, синтетиче­ский мускусный аромат, похожий на естественный мужской запах, почти незаметный для самих мужчин. Нос знает свое дело!

Во все времена одобрялось такое поведение девочек и женщин, которое развивало и усиливало остроту ощущений. Неся ответственность за очаг и жизнь племени, женщины дол­жны были тонко чувствовать всю картину межличностных взаимоотношений. К этому подталкивала их и собственная природа.

Слово

Моя дочка заговорила довольно рано

и с тех пор не может остановиться!

Бесс, мать девочки-подростка

Вовсе не обязательно, что женщины и девочки общаются бо­льше, чем мальчики и мужчины. Исследования показывают, что в беседе мужчины гораздо чаще склонны перебивать со­беседника и говорят обычно дольше, чем женщины. Однако женщинам свойственно уделять речевому общению особое вни­мание. Женская физиология толкает наших дочерей к тому, чтобы сначала сказать, а потом действовать. Речевое общение они ставят на первое место, потому что их мозг устроен так, что они быстрее овладевают искусством слова. Речевые цент­ры у женщин сконцентрированы на левой стороне мозга, тог­да как у мужчин они распределены между передней и задней долями. Это привело многих специалистов, занимающихся про­блемами мозга, к выводу, что девочки и женщины получают от беседы больше удовольствия, чем мальчики и мужчины, поскольку специфическое устройство их мозга облегчает дос­туп к речевым зонам.

Когда я хочу объяснить своему другу, из-за чего я злюсь, мне хватает десятка слов и даже меньше. Если я буду говорить дольше, он так начнет волно­ваться, что перестанет слышать мои слова. Со­всем по-другому обстоит дело с подругой. Если моя речь будет содержать менее трёх абзацев (один должен подтвердить нашу дружбу, второй сооб­щить о моих чувствах, а третий убедить её в том, что я хочу с этим как-то справиться), она чувствует себя обиженной и оскорблённой и начи­нает думать, что мне до неё нет дела.

Кэйт, шестнадцати лет

Женщины любого возраста проявляют склонность к обще­нию. Было проведено исследование по определению того, ка­кие игрушки предпочитают малыши в зависимости от своего пола; это исследование показало, что девочки трёх-четырёх лет гораздо чаще, чем мальчики их возраста, называют в качестве любимой игрушки телефон. Проблемой номер один многие женщины, участвовавшие в 1987 году в опросе по поводу сексуальных отношений, назвали недостаток речевого общения со своим партнёром. И лишь очень немногие в качестве основной проблемы указали на собственно сексуальные отношения. Доктор философии лингвист Дебора Таннен в своей, блистательной книге «Вы просто не поняли» указывает на различия в поведении мальчиков и девочек, когда стоит вопрос «Чем бы заняться?» Мальчики предпочитают «пойти поиграть», а девочки лучше будут сидеть и разговаривать. Доктор Таннен поясняет, что женщины используют беседу для сближения, для того, чтобы оказать поддержку или полу­чить её и для того, чтобы прийти к согласию. И в этом тоже МЫ видим разницу между полами. Если женщины вступают в разговор, чтобы наладить связь, то мужчины используют беседу, когда нужно решить проблему, дать совет, продемонстрировать своё превосходство. Отсюда становятся понятными те коммуникативные трудности, которые возникают при общении мужчин и женщин. Женщины делятся с партнёром своими чувствами, чтобы услышать слова поддержки и понимания. И нередко потом они жалуются на то, что вместо того слышат совет, как решить проблему. Такая реакция для женщины равносильна отвержению, ведь она жаждет общения языке сердца, а её возлюбленный обращается к ней с позиций своего интеллекта.

Проблема дополнительно усложняется и тем, что женщины предпочитают общаться лицом к лицу, тогда как мужчин вполне устраивает положение бок о бок, как соседей на спортивном зрелище или рыбаков на рыбалке, или даже спина к спине, как в древние времена, когда мужчины защищали от нападения спину друг друга. Мужчина в положении лицом к лицу инстинктивно чувствует себя противостоящим противнику.

Такова ирония судьбы, но наиболее приемлемая для женщины позиция в разговоре мужчине кажется несущей в себе угрозу.
Отношения
Женский мозг настроен так, чтобы следить не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, состав­ляющих её круг общения (это семья, друзья, сотрудники, самое большое — община). Исследования показывают, что девочки более доброжелательно, чем мальчики, относятся к новичкам на игровой площадке. Девочки знают и помнят име­на своих друзей. Они чаще играют в такие игры, где требует­ся соблюдение очереди и где соревновательность проявляется лишь косвенно (классики, часики). Если девочки спорят или ссорятся, игра останавливается; нередко, чтобы сгладить кон­фликт, они начинают играть во что-нибудь другое, тогда как мальчики считают споры и взаимные обвинения частью игро­вого процесса. Девочки менее склонны к противостоянию, которое могло бы оттолкнуть от группы часть её членов. Вместо этого они либо пытаются вовлечь в игру того, кто создаёт сложности, либо находят мягкие способы выказать своё неодобрение такому поведению. Многих из нас такая уклончивая позиция может раздражать, но с точки зрения сохранения целостности группы, что всегда лежало на плечах женщины, она может быть вполне эффективна.

Привычка к ответственности за сохранность группы имеет и свою тёмную сторону. Если нет возможности прямо сказать о своих отрицательных чувствах, женский инстинкт соедине­ния может переродиться в склонность к злословию за спиной, интригам и хитрости.



Я слушаю о проблемах дочери с её многочисленны­ми подругами. Что меня больше всего расстраива­ет, так это то, что она тайком встречается с парнем своей лучшей подруги. Она постоянно гово­рит мне, что не хочет причинять боль своей луч­шей подруге. Но потом звонит телефон, и она часа­ми разговаривает с этим мальчиком. Если я после этого скажу что-нибудь вроде: «Наверно, тяжело, когда тебе нравится парень твоей лучшей подру­ги?» она злобно отвечает: «Так на чьей же ты стороне?» Тамара даже не хочет подумать о том, чтобы поговорить с подругой об этой дилемме. Порой она опутывает своих друзей буквально паутиной и ловит их туда снова и снова. Она старается сохранить отношения, даже рискуя нанести тем самым вред и себе и другим

Фрэн, мать шестнадцатилетней Тамары

Вращение в кругу взаимоотношений и связей — главный источник женской самооценки, как считает доктор философии Целияелия Халас, автор книги «Почему женщина не может быть похожей на мужчину?» Она говорит, что «...степень того, насколько женщина ощущает себя счастливой, больше зависит от ее удовлетворённости взаимоотношениями с возлюбленным, чем от других успехов и достижений в жизни». Доктор философии Джанет Л. Сёррей в сборнике статей, который выпускает Стоун-центр помощи и исследования проблем развития в Веллслей-колледже, пишет, что «,..мы все, вероятно, испытываем потребность чувствовать себя понятыми или „признанными" другими. Но не менее важно, хотя это никогда не подчеркивают особо, и то, что женщины на протяжении всей жизни испытывают потребность „понимать" других, по-настоящему стремясь к этому, ибо это является существенным компонентом их собственного роста и развития, а также очень важной составляющей их уважения к себе и способности действовать». Фактически, исследователь и педагог доктор философии Кэрол Джиллигэн в своих исследованиях пришла к выводу, что когда добившиеся немалых успехов в жизни Шины описывают самих себя, они никогда не говорят о ЕЙ профессиональной карьере. Они, скорее, уделяют внимание своим связям с другими людьми, рассказывая о себе, как о жене, как о матери, о сотруднице, об усыновлённом ребенке, как о бывшей возлюбленной, начальнице и тому подобное.

Психологическое влияние

С тех пор как доктор Фрейд начал свои исследования по психологическому развитию человеческих существ, в общепринятые модели психологического роста и созревания включаются такие понятия, как отделение и индивидуализация. Фрейд, а вслед за ним и другие, рассматривает психологическое те как непрерывное движение от привязанности к матери ко всё большему и большему отделению от неё и превраще­нию в автономного индивидуума, который больше не нуждается в зависимости и взаимоотношениях.

Эта модель в некоторой степени отражает развитие маль­чика с первоначальной сосредоточенности на матери ко всё более широкому кругу исследований в доме и в школе и к последующему повороту в сторону отца и других мужчин, от которых он может узнать, что значит быть мужчиной в боль­шом мире. Тем не менее современные исследователи и теоре­тики высказывают всё больше сомнений относительно адек­ватности отображения в этой модели деталей психологическо­го развития мужчин. И уж совершенно точно можно сказать, что эта модель никоим образом не отражает те абсолютно особые факторы, которые оказывают влияние на психологи­ческое развитие женщины.

Предположение, что женщины идут по тому же пути пси­хологического развития, что и мужчины, нанесло им и так немалый ущерб. Вместо того чтобы прислушиваться к жен­ским переживаниям и опыту, наблюдать за их развитием, ис­следователи и теоретики искали в поведении женщин и девочек отклонения от принятой концепции развития. В результате этого стандартная теория о психологии женщины рисует их как неспособных достичь той степени индивидуализации, ка­кой достигают мужчины, и поэтому уступающих им по уров­ню развития. Это положение о «недоразвитости» может быть напрямую связано с раздражительностью женщин, их низкой самооценкой, ощущением собственного бессилия и нарушени­ем полоролевой ориентации сегодня.

Предположение, что каждый из нас должен стать самосто­ятельным взрослым, подразумевает, что мы должны научить­ся самостоятельно принимать решения, строить свою жизнь отдельно от' других, не нуждаться во взаимоотношениях и, если потребуется, уметь жить в полной изоляции, — другими словами, это то, что некоторые называют моделью психологи­ческого развития по типу «одинокого бродяги». Такой тип человеческого развития рисует мрачную картину будущего наших дочерей и ставит перед ними такие цели, которые против­ны самой природе большинства женщин, их психологической и биологической программе. В действительности же наши доче­ри растут и развиваются в среде отношений.

Гобелен с героиней в центре

В средние века красочные и сложные по исполнению гобелены ткали вручную и мужчины и женщины, чтобы эти «карти­на довешенные на холодные стены замка, создавали ощуще­ния тепла, напоминали о великих деяниях феодалов, живших там. Отдельные нити, переплетаясь друг с другом, передавали исторические события, эмоционально связывая зрителя с под к приключениями героев. Сначала довольно трудно связь между отдельными нитями и шаблоном. Затем начинают прорисовываться всё более и более сложные рисунки,:появляются детали: дубовый листок здесь, копыто испуганного оленя там.

Так и растущая девочка с младенчества создаёт свой гобелен, постоянно углубляя и расширяя связи, но при этом оставаясь в центре. Независимость не является главной задачей логического развития женщины. Женская личность формируется и осознаёт себя в отношениях и связях, и ее развитие направлено по пути всё большего усложнения взаимоотношений.

Представьте себе, как вы воркуете со своей лепечущей малышкой, когда меняете ей пелёнки. Она лежит, двигая ручками и ножками, глазки её сияют. Она впитывает в себя каждое изменение вашей интонации, каж­дую модуляцию голоса. Вы улыбаетесь её милому напряжению. Она отвечает вам, пуская крохотные пузыри своими пухлыми губками. Вы громко смеётесь и гово­рите: «Я вижу, что ты хочешь сделать!» Она отвечает нежными звуками и энергичным движением ног. Вы обе довольны сложившимися между вами взаимоотношениями.

Доктор медицины Джин Бэйкер Миллер и исследователи из Стоун-центра колледжа Веллслей уверены, что с самого начала своей жизни девочка обращает внимание на то, что происходит между ней и окружающими, именно это вызывает интерес. Даже в раннем младенчестве она живо реагирует на чувства матери, отца и других близких ей людей и вступает с ними в отношения, отвечая им и наблюдая, какое впечатление производит на них её реакция. Это и есть основа сложного рисунка на гобелене ее взаимоотношений и связей, который она будет ткать всю свою жизнь.

В поисках собственного голоса: развитие своего Я

Среди всего многоцветья отношений девочка сильнее всего идентифицирует себя с матерью. Она происходит от Матери; она похожа на Мать; и чаще всего за ней заботится именно Мать. Привязанность малышки к матери — это тот станок, на котором девочка будет ткать свой гобелен связей.

В рамках самых первых отношений с матерью девочка дол­жна сформировать основу образа своего Я. Она должна по­нять, кто она, где она начинается и где кончается для других, что ей нужно и чего она хочет, о чём она думает и что чувствует. Девочка должна обрести свой голос и набраться храбрости говорить правду о своих убеждениях и пережива­ниях.

Как было сказано выше, во многих моделях личностного развития упор делается на отделение от матери как на важ­ный компонент формирования здорового образа Я. Из разго­воров с девочками и женщинами исследователи из Стоун-цен­тра в Веллслей-колледже, а также доктор Кэрол Джиллигэн и её коллеги по Гарвардскому университету пришли к иному мнению: взаимоотношения между матерью и дочерью способ­ствуют развитию у девочки самосознания и помогают осозна­нию себя, а не ограничивают ее.

...чувствовать себя «более тесно связанной с дру­гим человеком» значит чувствовать, как ты рас­тёшь, а не бояться уничтожения. Это вовсе не оз­начает потерять какую-то часть себя; нет, это шаг к радости и пониманию собственной значимости, потому что, по мнению девочек и женщин, именно так всё и «должно быть», и им хочется, чтобы так всё и было.

Джин Бэйкер Миллер, доктор медицины

Первый мужчина в жизни женщины

Чтобы достичь подлинной женственности, девочка не должна терять связь со своей женской природой, олицетворённой и воплощённой в матери. Когда мы говорим о женской природе, женской сущности девочки, нельзя забывать, что мы вовсе не имеем в виду стереотипы, которые навязывает нам наше общество; указывая, какими должны быть маленькие девочки, — миленькими, спокойными, хорошенькими, покладистыми, сго­ворчивыми, нелогичными, одетыми в розовые оборочки, не успевающими по математике и интересующимися только куклами и мальчиками. Женственность в каждой из нас — это то, что ценит заботу, привязанность, отношения, естествен­ность и все в этой жизни. Именно эти грани и персонифици­рованы в Деметре, богине посевов и плодородия, которую доктор медицины Жан Шинода Болен, автор бестселлера «В каждой женщине — богиня», называет «ранимой богиней, благосклонной к окружающим». Деметра олицетворяет женскую потребность в признании и привязанности.

Влияние среды, окружающей девочку, о котором более подробно пойдёт речь в главе 4, часто служит препятствием ее стремлению сохранять здоровую связь со своей матерью. Традиционная роль матери, связанная с воспитанием детей, хозяйства и частично зарабатыванием средств, в нашем обществе обесценена, поэтому девочка и обращается к Отцу, чей мир кажется ей более могущественным, привлека­тельным, интересным и весёлым. Отец и его мир не способны полностью понять женщину и пренебрегают ею, вследствие чего девочка разрывает не только свою связь с Матерью, но и отказывается от своего подлинного Я.

Я всегда больше любила отца. С ним было гораздо интереснее. Он говорил мне, что я смогу добиться всего, что задумаю, и так оно и было. Теперь я чувствую, как много потеряно в погоне за карьерой. Где-то на этом пути мне захотелось понять, что же для меня важно. Работа приносит мне громадное удовлетворение, и отец гордится мной, но когда я одна, я ощущаю душевную пустоту.

' Джанелл, пятидесяти пяти лет, исполнительный директор собственной компании

Критический период психологического развития девочки — это период формирования отношений с Отцом или значимой отцовской фигурой при сохранении связи с Матерью. В отношениях дочери с отцом, когда отец может оценить глубинную сущность Женщины и поддерживает её женские устремления, девочка сохраняет свой истинный голос и расцветает, становясь по-настоящему женственной. Близкие отношения с отцом позволяют маленькой девочке развить в себе те поло­жительные мужские качества, которые ей нужны, чтобы обрести в этом мире свое Я: уверенность в себе, умение преодо­левать трудности и принимать решения, умение ставить цели и добиваться их осуществления, ощущение своей внутренней силы и значимости.

Здоровое психологическое развитие девочки, следователь­но, предполагает создание всё более усложняющейся сети от­ношений, сохранение связи с матерью, которая воплощает в себе глубинную женственность, и поддержку со стороны от­ца, связь с которым закладывает в девочку зёрна мужествен­ности. Если две основные силы — отцовская и материнская — уравновешены, то девочка, не потеряв контакт со своим жен­ским началом, может стать достаточно мощной силой в этом мире: она будет сильной и заботливой, решительной и самоот­верженной, целеустремлённой и понимающей нужды других людей. У неё хватит отваги громко сказать о том, что она думает и чувствует, и хватит силы последовать своему истин­ному предназначению.

Жизнь души

Рильке сказал о психотерапии: «Я не хочу, чтобы у меня забрали моих демонов ведь, уходя, они могут прихватить с собой и моих ангелов».

Джеймс Хиллмэн

Мы все сжились с парадоксами нашей жизни. Америка, изве­стная как «плавильный котел», в котором растворяются люди со всего мира, прилагает массу усилий, чтобы сделать нас всех одинаковыми. Дети иммигрантов, чтобы чувствовать себя нормально в наших школах, вынуждены отказываться от сво­его родного языка и изучать английский. В любом обществе пришельцы вынуждены усваивать местные обычаи, иначе к ним будут относиться предвзято. Наши дочери должны вести себя в школах «так, как принято», носить установленную там одежду и быть хорошими девочками, иначе им поставят диаг­ноз «педагогическая запущенность», назовут старомодными, «задирами» или того хуже.

Наше стремление «соответствовать» вынуждает нас игно­рировать именно ту часть своей натуры, которая ведёт к исцелению и целостности, то есть свои побуждения, расстройства или болезни, а порой мы и вообще стараемся избавиться от этой части своего Я. А ведь именно эти наши «страшные грехи, которые мы всеми силами стараемся заглушить, и явля­ются зовом наших страждущих сердец, жизнью нашей души. Необходимо понять, что, когда наши дочери «не вписывают­ся», они, возможно, просто самым здоровым образом отверга­ют бессмысленные устремления, неоправданные ожидания и всеобщее непонимание.



Когда Дори училась в начальной школе, учительница постоянно вызывала меня по поводу поведения дочки. Нередко я говорила сама себе: «Если бы она только перестала болтать и сидела в классе ти­хенько!» Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, Что сидеть тихо в течение довольно долгого времени очень трудная задача для второклассницы. И вот Дори уже в колледже, здесь она чемпионка по легкой атлетике и организатор диспутов и ди­скуссий. Её неуёмная энергия и интерес к жизни поражают меня. То, что доставляло ей наиболь­шие неприятности в школе, стало теперь её коньkqm, её сильной стороной. Кажется, мы рассматриваем проблемы поведения не в том свете, в котором нужно.

Анжелика, мать двадцатилетней Дори

Когда мы пытаемся сгладить «неудобность» своих дочерей, отшлифовать острые углы и игнорировать упрямство, мы загоняем в подполье их истинную сущность, то, в чём сокрыт их подлинный «золотой запас».

Моя сестра к своим двадцати восьми годам начала и с успехом ведёт два собственных дела. И после этого она всё ещё продолжает считать себя дурочкой. Недавно я напомнила ей, что мама всегда называла её «миленькой, но глупенькой». Я надеюсь, она, наконец, осознает, как мать ошибалась на ee счёт ведь она сама добилась всего, чего достигла в жизни, потому что она организованна, умна и обладает потрясающим деловым чутьём.

Гина, тридцати лет

Мы должны посмотреть на себя и своих дочерей иными глазами и мы увидим связь души и духа. Всё, из чего мы состоим - наши приятные стороны и те наши свойства, с которыми нелегко жить на свете, - всё это грани наше неповторимой души. Наша страсть, наши глубокие чувств наши ощущения и устремления нашего сердца вместе путь к нашему предназначению.


Предназначение
Предназначение девочки – это ее судьба, ее участь, ее предрасположенность к достижению жизненных целей. Некоторые девочки осознают своё предназначение с очень раннего возраста. В пять лет Жаклин дю Пре, одна из величайших виолончелисток мира, услышала по радио виолончель и, как говорят, ее осенило: «Я хочу то, что так звучит». Другие же девочки лишь в более старшем возрасте начинают смутно ощущать своё предназначение. Они движутся к нему на ощупь, экспериментируют, ошибаются, и проходят годы, прежде чем они, наконец, отыщут своё место в жизни. Нам не дано знать судьбу своих дочерей, пока они сами не проживут её, но мы можем заметить какие-то намёки на предназначение, как бы уловить лёгкий аромат, придающий смысл их жизни.
Мы можем изменить точку зрения на поведение своих де­вочек, как это сделал Гарри, один из отцов, с которым мы познакомились на семинаре для родителей. «До сих пор я считал свою дочь, Юдифь, конченой. В свои шестнадцать она настоящий дьяволёнок. Но я должен смотреть на неё не как на бесёнка, а как на лидера, ждущего своего часа. Это позво­лило мне в ином ракурсе увидеть свою дочку. Я старался отвлечься от её выходок, помочь ей снять с плеч этот груз и начать искать пути реализации своих лидерских наклонностей и навыков там, где это не принесёт ей неприятностей. И я смог это сделать!»

Каждый из нас приходит в жизнь со своим особым темпе­раментом, своим особым складом души. Некоторые корен­ные жители Америки называют это начальным положением на Магическом колесе, и жизненная задача человека — пройти по всему этому колесу и научиться воспринимать мир со всех четырёх сторон. Астрологи говорят, что на нашу личность и на наше поведение влияют звёзды, под которыми мы рожде­ны, а вся совокупность космологической символики предска­зывает индивидуальные особенности человека, его жизненный путь. Философ и педагог Рудольф Штаинер и психолог-теоретик Карл Юнг определяют поведение человека терминами «темперамент» и «типовые установки». Все эти направления в исследовании личности очень привлекательны и помогают понять поведение и поступки людей. Понимание же того, почему наши дочери поступают или реагируют на что-либо именно так, а не иначе, несколько успокаивает родителей. «Ох-хо-хо. Бетти всегда найдёт хоть крошечный недостаток в самом прелестном создании, потому что ей всегда хочется быть лучшей». Из этого вовсе не следует, что мы не можем измениться, что звёзды изваяли наши судьбы из холодного камня. Родители Бетти просто должны помочь ей научиться видеть красоту и совершенство, а не только пороки и недостатки.

Некоторые девочки рождаются с определённым складом души, другие же нескоро позволяют нам рассмотреть, какими они будут.

Моя дочка была очень спокойной и энергичной с самого момента рождения. Когда акушерка поло­жила её мне на живот, я посмотрела на неё, ожи­дая увидеть удивление или смятение в её глазах. Только не у Дафны. Она спокойно посмотрела мне Прямо в глаза, как бы говоря: «Ну ладно. Вот я и здесь. Что дальше?» И такими наши отношения осыпались навсегда. Я пыталась изменить её, но только изменилась сама.

Лори, мать четырнадцатилетней Дафны


Развивая душу

На своём пути из девичества в зрелость женская душа должна пройти через множество испытаний, преодолеть множество препятствий. Этот процесс превращений души красиво описан в шумерских мифах об Инанне, владычице Небес и Земли. Ниже приводится один из них, который называется «Нисхождение Инанны». В нем рассказывается о том, как Инанна спускается в подземное царство, чтобы встретить смерть и восстановить потерянные части своей души. Инанна, которую любили все подданные, была правительницей добросердечной и справедливой, покровительствовала плодородию, животноводству и деторождению. Она, которую называли Золотой богиней изобилия, была добра, красива; у нее были богатые наряды и украше­ния, приличествующие царице. Но все эти блага не ра­довали ее, она стремилась к чему-то, чего нельзя было выразить словами. И тогда она решила навестить свою сестру Эрешкигаль, чёрную царицу Подземного царства, известную людям как Госпожу смертей. Может быть, там удастся найти то, о чём она тоскует.

Инанна позвала Ниншубур, своего верного визиря, и наказала ему постоять в течение трёх дней и трёх но­чей у дверей Подземного царства, пока Инанна будет там. Если же она не вернётся, совершить обряд ее оп­лакивания, а затем отправиться в храмы великих богов Энлиля, Нанны и Энки и просить их о помощи в спасе­нии Инанны. Ниншубур согласился выполнить просьбу своей госпожи, и Инанна громко постучала в двери под­земного царства.

Когда Эрешкигаль узнала о том, что Инанна хочет вой­ти, она долго размышляла над этим и, наконец, увиде­ла, что душа Инанны созрела для приятия смерти. Тог­да Эрешкигаль приказала отпереть все семь ворот, через которые должны были провести Инанну. «У каж­дых ворот снимайте с неё по одному знаку власти, — велела Эрешкигаль своим подданным. — Я смешаю её с пылью смерти». Инанна была потрясена тем, как с ней обращались, и закричала во гневе. Но невидимые руки заставили её замолчать, снимали с неё корону, драго­ценности, королевскую мантию. В конце концов, её ли­шили даже собственной кожи и ее плоть подвесили на крюке, вбитом в стену.

Спустя три дня и три ночи плачущий Ниншубур позвал женщин на поминальный плач по Инанне. Потом он поспешил к священной раке Энлиля, могущественного бога Неба, и обратился к нему с молитвой о помощи. Когда бог отказал ему, он пошел к Нанне, далёкому богу Луны, отцу Инанны, но и тот отказал ему в помо­щи. Наконец, Энки, древний Бог вод, посочувствовал Инанне и придумал план её спасения. Взяв грязь из-под своих ногтей, он слепил двух маленьких существ, которых отправил в подземное царство, где они застали могущественную царицу Эрешкигаль в родовых муках. Как и приказал им Энки, маленькие духи проявили сочувствие к страданиям Эрешкигаль, и она избавилась от боли . В награду она пообещала им всё, что угодно. Они попросили у неё тело, висящее на стене, тело Инанны. Духи накормили эту плоть хлебом и напоили водой. Инанна воскресла и снова прошла через семь ворот. Всё, что она потеряла, к ней вернулось еще в большем великолепии и могуществе, чем прежде. Она вышла на свет, чтобы снова править миром как та, Которая Не Боится Смерти, прошедшая сквозь мрак всех превращений.

Облачить в зрелые формы свои скрытые таланты и темперамент вот сложнейшая задача, которая стоит перед девочками и их родителями. Мы все проходим через ритуал перехода и посвящения. Наши дочери опускаются в преисподнюю души, в то время как мы стоим у входа, готовые по их первому зову вступиться за них.

По мнению автора известных книг, психотерапевта школы Юнга Клариссы Пинкола Эстес, зов природных инстинктов слаб для ушей современной женщины, воспитанной в нашем обществе, проповедующем сговорчивость, покладистость и полезность. Однако мы можем помочь своим дочерям восстановить эту свою природную сущность. Доктор Эстес пишет: «Мы знаем, что душу и дух можно ранить, даже иска­ть, но их почти никогда нельзя убить. Вы можете подавить душу, согнуть её. Вы можете исхлестать её до крови и покрыть рубцами. На ней останутся рубцы страданий и ожоги . Но она всё равно не умрёт».

Как же нам вести свою дочь по пути душевного развития? Мы должны позволить ей расти естественным образом, поддерживая постоянный контакт со своим природным началом, со своей внутренней дикаркой, чтобы она, не боясь присущих ей странностей и причуд, старалась уловить зов своей судьбы. Должны научить её петь, познакомить с мифами, преданиями и легендами, дать ей возможность «повыть на луну» и натворить того, чего захочет её неповторимая натура. Душевное развитие дочери требует, чтобы мы стояли на страже её возможности пойти своим собственным путём.



Дети не принадлежат, нам...

Это маленькие странники, случайно

забредшие в нашу жизнь

и предоставившие нам возможность

наслаждаться заботой о них,

но владеть ими мы не вправе.

Мы должны лишь помочь им

стать тем, кто они есть.

Рут Нуневиллер Штайнем


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База даних захищена авторським правом ©refs.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка